Какая из команд скм maple вычисляет минор матрицы a

Корпорация "Центр"

Какой пакет следует загрузить перед решением задач линейной алгебры в Maple?

Основная часть команд для решения задач линейной алгебры содержится в библиотеке linalg. Поэтому перед решением задач с матрицами и векторами следует загрузить эту библиотеку командой with(linalg).

С помощью каких команд можно ввести вектор, матрицу?

Для определения вектора в Maple используется команда vector([x1,x2,…,xn]), где в квадратных скобках через запятую указываются координаты вектора.

Для определения матрицы в Maple можно использовать команду matrix(n, m, [[a11,a12,…,a1n], [a21,a22,…,a2m],…, [an1,an2,…,anm]]), где n— число строк, m – число столбцов в матрице. Эти числа задавать необязательно, а достаточно перечислить элементы матрицы построчно в квадратных скобках через запятую.

Какими двумя командами можно сложить два вектора одинаковой размерности (2 матрицы)?

1)evalm(a+b);

2)matadd(a,b).

Команда add позволяет вычислять линейную комбинацию векторов a и b: , где — скалярные величины, если использовать формат: matadd(a,b,alpha,beta).

Какие виды произведений векторов вычисляются Maple и какие команды для этого используются?

Скалярное произведение двух векторов вычисляется командой dotprod(a,b).

Векторное произведение двух векторов вычисляется командой crossprod(a,b).

Как вычислить норму вектора?

Норму (длину) вектора , которая равна , можно вычислить с помощью команды norm(а,2).

Можно нормировать вектора с помощью команды normalize(a), в результате выполнения которой будет получен вектор единичной длины .

Как вычислить угол между двумя векторами?

Угол между двумя векторами a и b вычисляется с помощью команды angle(a,b).

Опишите команды нахождения базиса системы векторов и построение ортогонального базиса системы векторов.

Если имеется система n векторов , то с помощью команды basis([a1,a2,…,an]) можно найти базис этой системы.

При помощи команды GramSchmidt([a1,a2,…,an]) можно ортогонализовать систему линейно-независимых векторов .

Какими двумя командами можно вычислить произведение двух матриц (или матрицы на вектор)?

1)evalm(A&*B);

Multiply(A,B).

В качестве второго аргумента в командах, вычисляющих произведение, можно указывать вектор.

Команда evalm позволяет также прибавлять к матрице число и умножать матрицу на число.

Какие команды используются для нахождения определителя, минора, алгебраического дополнения, следа матрицы?

Определитель матрицы А вычисляется командой det(A).Команда minor(A,i,j) возвращает матрицу, полученную из исходной матрицы А вычеркиванием i-ой строки и j-ого столбца. Минор Mij элемента aij матрицы А можно вычислить командой det(minor(A,i,j)).Ранг матрицы А вычисляется командой rank(A). След матрицы А, равный сумме ее диагональных элементов, вычисляется командой trace(A).

Inverse(A).

Что называется собственным вектором и собственным числом матрицы? Что называется спектром матрицы? Какие команды используются для нахождения спектра матрицы и ее собственных векторов? В каком виде в Maple выводятся результаты выполнения этих команд?

Если Ах=lх, то вектор х называется собственным вектором матрицы А, а число l – собственным числом, соответствующим данному собственному вектору. Совокупность всех собственных чисел матрицы называется спектром матрицы.

Для нахождения собственных чисел матрицы А используется команда eigenvalues(A).Для нахождения собственных векторов матрицы А используется команда eigenvectors(A).

Какой пакет следует загрузить перед решением задач линейной алгебры в Maple?

Основная часть команд для решения задач линейной алгебры содержится в библиотеке linalg. Поэтому перед решением задач с матрицами и векторами следует загрузить эту библиотеку командой with(linalg).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Задание 2. Технологии работы в среде СКМ Maple

· Интегральный уровень образования в Республике Беларусь описывается следующей зависимостью:

Построить кривую изменения интегрального уровня образования в Республике Беларусь за период 2000-2015 г.г.

Вычислить предполагаемое значение интегрального уровня образования за 2008 и 2012 г.г. в Республике Беларусь

Строим график на интервале 1..16 (2000 — 1, 2001 — 2, … , 2015 — 16):

> plot(0.0037*ln(x)+12.567, x = 1 .. 16, title = "Уровень образования в РБ за 2000-2015 гг", xtickmarks = 16, ytickmarks = 16);

Кривая изменения интегрального уровня образования

Рис. 1 — Кривая изменения интегрального уровня образования

Определяем функцию с помощью функционального оператора:

x -> 0.0037 ln(x) + 12.567

Вычисляем значение функции в точке, равной 9, что соответствует 2008 году (2000 — 1, 2001 — 2, … , 2008 — 9, … , 2012 — 13, … , 2015 — 16):

и в точке, равной 13, что соответствует 2012 году:

· Решить систему уравнений межотраслевого баланса (МОБ)

По известным данным о коэффициентах прямых затрат (аij) и конечном продукте (Y) в межотраслевом балансе для трех отраслей (промышленность, строительство, сфера услуг) определить общий выпуск продукции по каждой отрасли (xij).

«КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Лабораторный практикум для студентов экономических специальностей. В двух частях. Часть I Составитель Вардомацкая Е.Ю. Витебск, УО ВГТУ 2009 . »

> Delta1:=det(A1); # Вычисление значения определителя при Х > Delta2:=det(A2); # Вычисление значения определителя при Х > Delta3:=det(A3); # Вычисление значения определителя при Х > Delta4:=det(A4); # Вычисление значения определителя при Х > x1:=evalf(Delta1/Delta,3); # Вычисление значения корня Х > x2:=evalf(Delta2/Delta,3); # Вычисление значения корня Х > x3:= evalf(Delta3/Delta,3); # Вычисление значения корня Х > x4:=evalf(Delta4/Delta,3); # Вычисление значения корня Х Матричный метод > AA:=inverse(A); # Вычисление значений обратной матрицы > B:=matrix(4,1,[65,122,80,31]); # Определение вектора-столбца свободных членов > X:=evalf(multiply(AA,B),5); # Вычисление неизвестных матричным методом Команда linsolve > X:=linsolve(A,B);

Задание 2. Выполнить действия над матрицами Сеанс работы в MAPLE:

> A:= matrix([[5,3,1],[10,5,2],[-12,0,7]]);# матрицы А > B:=array([[-1,0,5],[0,1,3],[2,2,4]]);# Определение матрицы В > Y1:=evalm(A+B);

Задание 3. Решить матричное уравнение вида:

Для решения этого матричного уравнения с помощью традиционных методов линейной алгебры (см. выше) потребовалось бы последовательно решить три СЛАУ:

Команда linsolve СКМ Maple позволяет сразу решить такое уравнение и получить матрицу корней:

Задания для самостоятельной работы Задание 1. Решить систему уравнений (см. таблицу 11.3) матричным методом, методом Крамера и командой linsolve.

Таблица 11. Задание 2. Выполнить действия над матрицами (см. таблицу 11.4).

Таблица 11. Вариант Условие Задание 3. Решить уравнение (см. таблицу 11.5):

Таблица 11. Операции и функции математического анализа в СКМ MAPLE Цель работы: Приобрести практические навыки решения некоторых задач математического анализа средствами СКМ Maple.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Общие сведения Дифференцирование распространенных задач математического анализа. Для ее реализации СКМ Maple имеет следующие основные функции:

прямого исполнения diff (a, x1, x2,…, xn), diff(a, [x1, x2, …, xn]), отложенного исполнения Diff (a, x1, x2,…, xn), Diff(a, [x1, x2, …, xn]).

Здесь а – дифференцируемое алгебраическое выражение, в частности функция f(x1, x2,…,xn) ряда переменных, по которым производится дифференцирование.

В простейшей форме diff(f(x),x) вычисляет первую производную функции f(x) по переменной x. При n, большем 1, вычисления производных выполняются рекурсивно, например, Diff(diff(f(x),x),y). Или же для вычисления производных высшего порядка можно использовать оператор x$n, где n – порядок производной. Например, выражение diff(f(x),x$4), вычисляющее производную четвертого порядка по x, эквивалентно по записи diff(f(x),x,x,x,x). После выполнения дифференцирования, полученное выражение желательно упростить. Для этого следует использовать команды simplify factor или expand, в зависимости от того, в каком виде нужен результат.

Для вычисления производных в заданной точке можно использовать дифференциальный оператор, для определения которого используется команда D(f), где f – функция.

Интегрирование Вычисление неопределенного интеграла нахождении первообразной функции. Для вычисления неопределенных и определенных интегралов Maple представляет следующие функции:

прямого исполнения int(f, x = a..b, continuous);

отложенного исполнения Int(f, x=a..b, continuous).

Здесь f – подынтегральная функция, x – переменная, по которой выполняются вычисления, а и b –верхний и нижний пределы интегрирования, continuous – необязательное дополнительное условие. Если в команде интегрирования добавить эту опцию, то Maple будет игнорировать любые возможные разрывы подынтегральной функции в диапазоне интегрирования.

Это позволяет вычислять несобственные интегралы от неограниченных функций.

Для вычисления определенного интеграла необходимо использовать функцию evalf(int(f, x=a..b),е), где e – точность вычислений (число значащих цифр результата).

Если пределом интегрирования является бесконечность, то она обозначается словом infinity.

Дифференциальные уравнения Для нахождения аналитических решений дифференциальных уравнений в Maple применяется команда dsolve(eq,var,options), где eq – дифференциальное уравнение, var – неизвестные функции, options – параметры.

Параметры могут указывать метод решения задачи, например, по умолчанию ищется аналитическое решение: type=exact.

При составлении дифференциальных уравнений для обозначения производной применяется команда diff.

Ннапример, дифференциальное уравнение y»+y=x записывается в виде:

Общее решение дифференциального уравнения зависит от произвольных постоянных, число которых равно порядку дифференциального уравнения. В Maple такие постоянные, как правило, обозначаются как _С1, _С2, и т.д.

Команда dsolve выдает решение дифференциального уравнения в невычисляемом формате. Для того, чтобы с решением можно было бы работать далее (например, построить график решения) следует отделить правую часть полученного решения командой rhs(%).

Если помимо дифференциального уравнения задать начальные или краевые условия для неизвестной функции, команда dsolve может найти решение задачи Коши или краевой задачи Для обозначения производных в начальных или краевых условиях используется дифференциальный оператор D, например, условие y»(0)=2 следует записать в виде ( D @@ 2)( y )(0) = 2, или условие y'(1)=0: D( y )(1) = 0. Напомним, что производная n-го порядка записывается в виде ( D @@ n )( y ).

Для численного решения задачи Коши, построения графиков решения и фазовых портретов в Maple имеется специальный пакет графического представления решений дифференциальных уравнений Detools.

Для решения дифференциального уравнения n-ого порядка начальные условия можно задавать в более компактной форме:

[x0, y0, y’0, y»0,…], где x0 точка, в которой задаются начальные условия;

y0 значение искомой функции в точке x0;

y’0, y»0,… значения производных первой, второй и т.д. до (n1)ого порядка.

Задание 1. Найти производные указанных порядков:

Полученное выражение можно упростить двумя способами:

Задание 2. Вычислить вторую производную функции f(x)=sin2(x)/(2+sin(x)) в точках x=/2, x=.

Задание 3. Найти общее решение дифференциального уравнения y’+ycos(x)=sin(x)cos(x).

Задание 4. Найти общее решение дифференциального уравнения второго порядка y»2y’+y=sinx+ex.

Задание 5. Найти значения определенных интегралов > Int(sin(x)/x,x=0..1.)=evalf(int(sin(x)/x, x=0..1),3);

> Int(x*exp(-x),x=0..infinity) = evalf(int(x*exp(-x), x=0..infinity),1);

Задание 6. Найти неопределенные интегралы:

Задание 7. Найти определенный интеграл > assume (a>0); assume (b>0);

> Int(sin(x)*cos(x)/(a^2*cos(x)^2+b^2*sin(x)^2), x=0..Pi/2)=int(sin(x)*cos(x)/(a^2*cos(x)^2+b^2* sin(x)^2),x=0..Pi/2);

>Int((1-exp(-a*x^2))/(x*exp(x^2)),x=0..+infinity) =int((1-exp(-a*x^2))/(x*exp(x^2)), x=0..+infinity);

Задание 1. Найти значение первой и второй производных функции f(x):

Задание 2. Найти значение определенного интеграла, дать графическую интерпретацию решения.

Задание 3. Решить дифференциальное уравнение.

Вопросы для подготовки к тестовому контролю знаний по теме 1. Из каких символов состоит алфавит Maple?

2. Какое расширение имеют файлы документов, созданных в СКМ Maple?

3. Какая команда СКМ Maple служит для отмены всех присваиваний?

4. Каким образом в СКМ Maple подключаются пакеты расширений?

5. Для чего используется символ «;» в строке выражения Maple?

6. Для чего используется символ «:» в строке выражения Maple?

7. Для чего используется символ «#» в строке выражения Maple?

8. Для чего может использоваться системная переменная «%» в строке выражения Maple?

9. Как можно определить функцию в СКМ Maple?

10. Какая команда СКМ Maple позволяет создать функцию пользователя?

11. В каком случае СКМ Maple вернет ответ в виде инертной функции?

12. В каком виде в СКМ Maple выводится значение выражения для целочисленного аргумента?

13. Какая команда СКМ Maple позволяет упростить выражение?

14. Какая команда СКМ Maple позволяет получить приближенное значение выражения expr в виде числа с плавающей запятой с точностью t?

15. Каким образом в СКМ Maple можно задать точность результата?

16. Какая команда СКМ Maple позволяет получить численное значение математического выражения ?

17. Какая команда СКМ Maple позволяет получить численное решение уравнения eq относительно переменной var 18. Какая команда СКМ Maple позволяет получить символьное решение уравнения eq относительно переменной var 19. Какая команда СКМ Maple позволяет получить численное решение системы уравнений eq1, eq2. eqN относительно переменнs[ var1, var1,… varN?

20. Какая команда СКМ Maple позволяет получить символьное решение системы уравнений eq1, eq2. eqN относительно переменнs[ var1, var1,… 21. Какая команда СКМ Maple служит для построения графиков функции f(x) одной переменной на заданном интервале?

22. Какие параметры, задающие стиль построения графика, могут использоваться в команде plot?

23. Какая команда СКМ Maple служит для вычисления значения производной функции?

24. Каким образом можно задать порядок производной при вычисления значения производной функции?

25. Какая команда СКМ Maple служит для вычисления значения определенного интеграла?

26. Каким образом в СКМ Maple при вычислении значения определенного интеграла задаются пределы интегрирования?

27. Какая команда СКМ Maple служит для получения общего решения дифференциального уравнения.

28. Какая команда СКМ Maple служит для получения частного решения дифференциального уравнения 29. В какой библиотеке СКМ Maple находятся команды, реализующие расширенные средства графики?

30. Какие функции СКМ Maple служит для построения трехмерных графиков?

31. В каких библиотеках СКМ Maple содержится основная часть команд для решения задач линейной алгебры?

32. Как можно задать матрицу (вектор) в СКМ Maple?

33. Какая команда СКМ Maple служит для определения числа столбцов (строк) матрицы 34. Какая команда СКМ Maple позволяет вычислить определитель матрицы?

35. Какая команда СКМ Maple позволяет вычислить минор матрицы?

36. Какая команда СКМ Maple позволяет получить обратную матрицу?

37. Какие команды СКМ Maple позволяют найти сумму двух матриц 38. Какие команды СКМ Maple позволяют найти произведение двух матриц?

39. Какая команда СКМ Maple позволяет транспонировать матрицу 40. Какая команда СКМ Maple позволяет найти след матрицы?

1. Intranet – ресурс. Электронные учебные пособия кафедры «Информатика»

УО ВГТУ. http://192.168.40. 2. Вардомацкая, Е. Информатика. В двух частях. Часть I.: учебное пособие / Е.Ю. Вардомацкая, Т.Н. Окишева. – Витебск: УО «ВГТУ», 2007. – 220 с.

3. Вардомацкая Е.Ю. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы информатики и вычислительной техники» (CD-RW, http://test), 2008 г.

4. Дьяконов, В. Maple 6 : учебный курс – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 5. Информатика для юристов и экономистов: Учебник для вузов / Под ред.

С.В. Симоновича. – СПб: Питер, 2006.

6. Морозевич А.Н. и др. Прикладная информатика: Учебное пособие – Мн.:

Выш. школа, 2003. – 335 с.: ил 7. Шарстнев В.Л., Вардомацкая Е.Ю. Компьютерные информационные технологии. Пакеты прикладных программ для моделирования а анализа задач экономики : пособие / В.Л. Шарстнев, Е.Ю. Вардомацкая – Витебск:

УО «ВГТУ», 2007. – 138 с.

8. Шарстнев В.Л., Вардомацкая Е.Ю., Компьютерные информационные технологии: лабораторный практикум : пособие – Витебск: УО «ВГТУ», 2008. – 170 с.

ТЕМА 6. ТЕХНОЛОГИИ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Технологии программирования на языке VBA Цель работы: Получить практические навыки работы с основными конструкциями языка Visual Basic for Applications (VBA) на примере программирования функций пользователя в MS Excel.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Знание основ языка Visual Basic for Applications (VBA) позволяет разрабатывать как простые, так и достаточно сложные функции пользователя в среде MS Excel. Любую функцию пользователя нужно создавать в модуле той же книги, где производятся вычисления, для чего необходимо в главном меню последовательно выбрать пункты:

Редактор Visual Basic В результате на экране появится текстовый редактор, в котором и создается модуль новой функции. Причем один модуль может включать несколько функций пользователя.

После создания и сохранения функция автоматически включается в раздел «Функции, определенные пользователем» Мастера функций Excel и вызывается обычным способом.

Для выхода из Visual Basic на панели задач следует выбрать лист с нужным номером.

Функцию пользователя невозможно запустить непосредственно из редактора VBA. Для этого следует вызвать Мастер Функций (меню Вставка Функция или с помощью пиктографического меню), и в категории «Определенные пользователем» выбрать нужную функцию.

Пример 1. Составить функцию пользователя в MS Excel, которая рассчитывала бы размер премии сотрудников в зависимости от оклада на основании приведенной ниже шкалы:

До 300000 От 300000 до 400000 От 400001 до 600000 Свыше Очевидно, что здесь необходимо использовать конструкцию If … Then … ElseIf … Else … End If для реализации сложного логического условия. Можно реализовать расчет премии более простым способом, используя конструкцию If … Then, причем следует учесть тот вариант (оклад меньше 300000 ден.ед.), когда функции присваивается строка символов в зависимости от значения параметра.

В окно редактора VBA (Сервис ==> Макрос ==> Редактор Visual Basic) необходимо ввести следующий текст:

Function ПРЕМ(Оклад As Single) If Оклад=300000)And(Оклад400000)And Оклад 600000 Then ПРЕМ=Оклад*0. End Function Использование функции ПРЕМ представлено на рис.13.1.

Для расчета значения столбца «К выдаче» использована логическая функция ЕСЛИ: значения оклада и премии суммируются только в том случае, если премия начислена. Если в строке «Премия» помещен текст, сумма к выдаче равна значению столбца «Тарифный оклад».

Рис.13.1 – Использование функции ПРЕМ() для расчета премии сотрудников Результаты расчета представлены на рис.13.2.

Рис.13.2 – Результаты расчета с использованием функции ПРЕМ() Пример 2. В книге MS Excel составить таблицу для расчета оценки кредитоспособности потенциальных заемщиков на основе методики Альтмана [5]. Согласно этой методики оценка кредитоспособности производится с помощью статистической модели Z, составляемой по данным балансового отчета фирмы.:

Z = 1,2*X1 + 1,4*X2 +3,3*X3 + 0,6*X4 +0,999*X5, где: Х1 – отношение собственных оборотных средств к сумме активов;

Х2 – отношении балансовой прибыли к сумме активов;

Х3 – отношение операционных доходов к сумме активов;

Х4 – отношение рыночной стоимости акций фирмы к итогу пассива, т.е.

собственного капитала к привлеченному капиталу;

Х5 – отношение выручки от реализации к сумме активов.

Классификационное правило для оценки кредитоспособности приведено в таблице 13.1.

Составить функцию пользователя Альтман(x1,x2,x3,x4,x5) для расчета модели Z и функцию принятия решения Результат(Z) в соответствии с классификационным правилом, приведенным в таблице 13.1.

Таблица 13.1 – Классификационное правило Альтмана Z 1 проект эффективен, если ИД Макрос—> Начать запись (рис. 14.1). После этого открывается диалоговое окно Запись макроса (рис.14.2). В этом окне необходимо в поле Имя макроса дать имя макросу. По умолчанию имя присваивается автоматически: первому макросу — Макрос 1, следующему — Макрос2 и т.д. Можно воспользоваться индикатором Сочетание клавиш:, активизировав его и задав в сочетании с клавишей любую латинскую букву, например v. Использование сочетания этих клавиш позволит запускать макрос на выполнение. В этом же окне можно установить личную, новую или текущую книгу Excel, в которой будет сохранен макрос. Таким образом, чтобы макрос записать, следует выполнить все необходимые операции, и они будут зафиксированы в виде отдельной подпрограммы.

Остановить запись макроса можно, щелкнув мышью на появившейся с начала записи макроса кнопке или с помощью меню Сервис —> Запись макроса —> Остановить запись.

Рис. 14.2. Диалоговое окно «Запись макроса»

Для выполнения макроса табличный курсор необходимо поместить в ту ячейку, где необходимо получить результат. Запуск макроса на выполнение может быть осуществлен следующими тремя способами:

1. сочетание клавиш, если при записи макроса они были установлены;

2. дополнительная команда в меню Сервис, если при записи макроса она была установлена;

3. с помощью меню Сервис Макрос Макросы. В результате выполнения этих команд откроется диалоговое окно Макрос (рис.14.3), во втором поле которого следует выбрать необходимый макрос, после чего его имя переместится в первое поле.

При помощи клавиш, размещенных в правой части окна, можно производить различные действия с макросами: запускать макрос на выполнение, запускать макрос по шагам, открыть выделенный макрос в редакторе Visual Basic, создать новый модуль в редакторе Visual Basic, открыть диалоговое окно «Параметры макроса», удалить макрос, закрыть диалоговое окно без сохранения внесенных изменений.

Технологии создания приложений в среде ТП MS Excel С помощью операторов языка VBA можно конструировать профессиональные приложения для решения большинства задач, которые могут встретиться в среде Windows. В VBA применяется технология визуального программирования, т.е. конструирования приложения и элементов его управления непосредственно на экране, а также запись всей программы или её частей при помощи Macro Recoder. Редактор VBA активизируется командой Сервис Макрос Редактор Visual Basic.

Интерфейс VBA состоит из следующих основных компонентов: окно проекта, окно свойств, окно редактирования кода, окно форм, меню, панель инструментов (рис 14.4).

Здесь можно создавать и редактировать коды программ, создавать формы, устанавливать на формах элементы управления, изменять свойства элементов управления для выполнения задач выполнения.

Окно проекта VBA Project Explorer cодержит графическое представление содержимого проекта. Это может быть дерево или список всех файлов, которые входят в проект. Окно проекта раскрывается при помощи меню View Project Explorer (Вид Окно проекта).

В окне свойств Properties содержится информация о свойствах элементов управления. Свойства каждого элемента можно изменять по своему усмотрению. Это окно раскрывается при помощи меню View Windows Properties Вид Свойство.

Окно форм Userform даёт возможность пользователю создавать диалоговые окна разрабатываемых приложений. Здесь в зависимости от решаемой задачи размещают требуемые элементы управления (списки, кнопки, переключатели, поля, надписи). Это окно раскрывается при помощи меню Insert UserForm (Вставка Форма пользователя).

Панель инструментов Toolbox содержит набор инструментов для размещения на формах элементов управления: полей, надписей, списков, кнопок, переключателей и т.п. Эта панель вызывается из меню View Toolbox (Вид Панель инструментов).

В окне редактирования кода Code записывается код (текст) программного кода проекта. Это окно раскрывается при помощи меню View Code (Вид Программа).

Панель инструментов Toolbox содержит набор инструментов для размещения на формах элементов управления: полей, надписей, списков, кнопок, переключателей и т.п. Эта панель вызывается из меню View Toolbox (Вид Панель инструментов).

В окне редактирования кода Code записывается код (текст) программного кода проекта. Это окно раскрывается при помощи меню View Code (Вид Программа).

Окно просмотра характеристик Object Browser вызывается с помощью команды View Object Browser (Вид Просмотр объектов).

В этом окне два списка:

список Классов (Classes) cписок Характеристик выбранного Класса (Members of Class).

Выделив класс, можно получить доступ ко второму списку – характеристикам выделенного класса (рис. 14.9).

Пример 14. 1. 2 Преобразовать расчетно-платежную ведомость (рис.14.5) в платежную ведомость.

Решение. Чтобы получить из расчетно-платежной ведомости платежную ведомость, следует выполнить следующие действия:

• создать таблицу «Расчетно-платежная ведомость» и внести в нее данные, как показано на рис. 14.1:

• поместить табличный курсор в ячейку А1 (рис. 14.1);

• начать запись макроса (см. теоретическую часть);

• изменить заголовок таблицы;

• ввести дополнительный столбец для росписи в получении денег;

• предусмотреть место для подписей директора и главного бухгалтера;

Пример подготовлен студентками гр. Э86 УО «ВГТУ» Алексеенко И. и Алексеенко Н.

После каждого выполнения макроса из исходной таблицы будет получена модифицированная (рис. 14.6).

Легко создать макрос и для возврата от модифицированной таблицы к исходной. Для этого нужно открыть режим записи макроса, выполнить все необходимые операции по восстановлению таблицы и остановить запись макроса. В результате использования подобных макросов рутинные операции будут переложены на компьютер, а пользователь сможет уделить больше внимания содержательной части таблицы. Код макроса на VBA генерируется автоматически, его можно просмотреть в редакторе VBA Сервис Макрос Редактор Visual Basic View Code.

Рис. 14.6. Модифицированная таблица вследствие выполнения макроса Пример 14. 2. 3 Разработать приложение (пользовательскую форму в среде ТП MS Excel) для расчета амортизации оборудования.

Начальная стоимость оборудования 10000 ден. ед., остаточная стоимость 2000 ден. ед., период эксплуатации 10 лет. Требуется получить величину средней амортизации за каждый период эксплуатации и величину амортизации за каждый период эксплуатации (первый, третий и т.п.).

Решение. Для того, чтобы рассчитать амортизацию оборудования в среде VBA, необходимо использовать соответствующую финансовую функцию (см.

лабораторная работа № 6).

Перечень финансовых функций VBA можно просмотреть с помощью команды ViewObject Browser. В появившемся в результате этой команды окне в поле Classes нужно выбрать Finansial (рис.14.7).

Для расчета средней величины амортизации оборудования (обозначим переменной n) за каждый год из десяти лет эксплуатации нужно использовать финансовую функцию SLN (АПЛ), которая рассчитывает среднюю амортизацию за 1 год, а для расчета величины амортизации за n-й период (обозначим переменной j) – функцию SYD (АСЧ). Значения аргументов в соответствии с форматами функций (см. таблицу 14.1 заданий к ЛР 14) присвоим переменным:

р – начальная стоимость, Пример подготовлен студентками группы Мк-19 УО «ВГТУ» Грядовкиной Н. и Ярахнович И.

t – остаточная стоимость, r – время эксплуатации(лет).

n:=SLN(p,t,r), где SLN(Cost, Salvage, Life), а j:=SYD(p,t,r,d), где SYD(Cost,Salvage,Life,Period).

Полный перечень финансовых функций VBA и соответствующих им финансовых функций ТП MS Excel приведен в таблице 14.1.

Далее следует выполнить следующие действия:

• активизировать редактор VBA командой Сервис Макрос Редактор (рис.14.8);

Рис.14.7. Перечень финансовых функций VBA Таблица 14.1.Финансовые функции VBA и их аналоги в Excel DDB(Cost As Double, Salvage As ДДОБ(нач_стоимость;ост_стоимость;

Double, Life As Double, Period As время_эксплуатации;период;

Double, [Factor As Double ]) As Double SLN(Cost As Double, Salvage As АПЛ(нач_стоимость;ост_стоимость;

Double, Life As Double) As Double SYD(Cost As Double, Salvage As АСЧ(нач_стоимость;ост_стоимость;

Double, Life As Double, Period As время_эксплуатации;период Double) As Double PV(Rate As Double, NPer As Double ПС(ставка ;кпер;плт;бс;тип),Pmt As Double, [FV] As Double, [Due] As Double) As Double FV (Rate As Double, NPer As Double БС(ставка ;кпер;плт;пс;тип),Pmt As Double, [PV] As Double, [Due] As Double) As Double IPmt (Rate As Double, Per As Double, ПРПЛТ(ставка ;период;кпер;пс;бс;тип) NPer As Double,PV As Double, [FV] As Double, [Due] As Double) As Double Pmt(Rate As Double, NPer As Double,Pv As Double, [FV] As Double, [Due] As Double) As Double PPmt(Rate As Double, Per As Double, ОСПЛТ(ставка ;период;кпер;пс;бс;тип) NPer As Double,Pv As Double, [FV] As Double, [Due] As Double) As Double Rate(NPer As Double,Pmt As Double, СТАВКА(кпер;плт;пс;бс;тип;

Pv As Double, [FV] As Double, [Due] предположение) As Double, [Guess]As Double) As Double NPV(Rate As Double, Value Array()) ЧПС(ставка ;значение1;значение2;. ) As Double IRR(Value Array(), [Guess]As ВСД(значения;предположение) Double)As Double MIRR(Value Array(), FinanceRate As МВСД(значения;ставка_финанс;

Double, ReinvestRate As Double) As ставка_реинвест) Double • вызвать пользовательскую форму с помощью команды Insert UserForm и с помощью команды View Toolbox активизировать панель элементов (рис.14.9);

• расположить на форме элементы управления (рис.14.10) – «Поле», «Надпись», «Кнопка», «Переключатель»

Рис.14.10. Предлагаемый вид формы «Амортизация»

• при помощи команды View Properties Window (Рис.14.11) определить свойства элементов управления и изменить параметры пользовательской формы по своему желанию (цвет, размер и т.п.).

для объекта надпись «НАЧАЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ»

• помощью команды View Code вызывать окно редактирования кода и создать код для каждого установленного элемента управления.

Код программы будет выглядеть следующим образом (обозначения объектов формы приведены на рисунке 14.12):

Private Sub CommandButton1_Click() Процедура, описывающая действия TextBox5.Text = Str(n) Переформатирование найденного Private Sub CommandButton2_Click() Процедура, описывающая действия TextBox6.Text = Str(j) Переформатирование найденного Private Sub CommandButton3_Click() Процедура описывающая действия TextBox1.Text = "" TextBox2.Text = "" TextBox3.Text = "" TextBox4.Text = "" TextBox5.Text = "" TextBox6.Text = "" End Sub Private Sub CommandButton4_Click() Процедура описывающая действия Private Sub UserForm_Click() Процедура открытия формы Использованная в коде программы функция преобразования типов Val, преобразует строку в число, функция преобразования типов Str – преобразует число любого типа в строку. Более подробно с основами языка VBA можно ознакомиться в специальной литературе.

• С помощью команды Run RunSub/UserForm активизировать форму для расчетов. На рисунке 14.13 приведен вид формы после ввода данных контрольного примера.

• Для того, чтобы сохранить форму пользователя, нужно сохранить файл • Для того, чтобы открыть сохранённую форму пользователя, нужно в Excel выбрать команду Файл Открыть[Сохранённый файл] Сервис Макрос Редактор Visual Basic.

Задания для самостоятельного выполнения Задание 1. Записать макрос для расчета плана производства (см. пример 7.5 лабораторной работы №7).

Задание 2. Записать макрос для преобразования таблицы Поставки (см.

рис. 8.1 к заданию 1 лабораторной работы №8) в таблицу поставок, отфильтрованную по полю Вид (см. рис.8.9 лабораторной работы №8).

Задание 3. Разработать приложение (пользовательскую форму в среде ТП MS Excel) для расчета выплат по кредитам. Использовать финансовые функции VBA: Pmt, PPmt, IPmt. Исходные данные задать самостоятельно (см.

Задание 4. Разработать приложение (пользовательскую форму в среде ТП MS Excel) для оценки выгодности инвестиции. Использовать финансовую функцию VBA NPV. Исходные данные задать самостоятельно (см. Приложение 7).

Вопросы для подготовки к тестовому контролю знаний по теме 1. Что такое алгоритм?

2. Перечислите способы описания алгоритмов.

3. Перечислите и поясните свойства алгоритмов.

4. Перечислите и охарактеризуйте основные алгоритмические структуры.

Корпорация "Центр"

5. Для чего предназначен язык VBA?

6. Что определяет тип данных (на примере языка VBA).

7. Какие типы данных поддерживает язык VBA.

8. Перечислите и охарактеризуйте подтипы целого типа данных языка VBA.

9. Перечислите и охарактеризуйте подтипы вещественного типа данных языка 10. Какими типами данных в языке VBA могут быть описаны строки?

11. Каким типом данных в языке VBA может быть описана дата?

12. В чем состоит назначение типа VARIANT языка VBA?

13. Какие типы операций над данными поддерживаются в языке VBA?

14. Перечислите математические операции языка VBA.

15. Перечислите операции отношения языка VBA.

16. Перечислите логические операции языка VBA.

17. Какая операция VBA может использоваться для объединения строк?

18. Как объявляются (формат) переменные в языке VBA?

19. Как объявляются (формат) константы в языке VBA?

20. Как объявляются (формат) массивы в языке VBA?

21. Какие встроенные функции поддерживает язык VBA?

22. Как записывается (формат) оператор присваивания в в языке VBA?

23. Какие операторы языка VBA служат для проверки условий?

24. В каких форматах может использоваться оператор языка VBA If Then Else?

25. В каком формате используется оператор языка VBA Select Case?

26. В каком формате используется оператор языка VBA For – Next?

27. Приведите и поясните формат функция пользователя VBA.

28. Каким образом (формат) в языке VBA задаются типы данных параметров функции пользователя?

29. Как выполняется обращение к функции пользователя в ТП MS Excel?

30. Каким образом осуществляется доступ к окну редактора VBA?

9. Intranet – ресурс. Электронные учебные пособия кафедры «Информатика»

УО ВГТУ. http://192.168.40. 10. В.А. Биллиг. Мир объектов Excel 2000. Средства разработки VBAпрограммиста. М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2001– 11. Вардомацкая, Е. Информатика. В двух частях. Часть II. Excel : учебное пособие / Е.Ю. Вардомацкая, Т.Н. Окишева. – Витебск: УО «ВГТУ», 2007. – 12. Вардомацкая Е.Ю. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы информатики и вычислительной техники» (CD-RW, http://test), 2008 г.

13. А. Дубина, С. Орлова, И. Шубина. Excel для экономистов и менеджеров. – СПб.: Питер, 2004.– 295 с.: ил.

14. «Информационные технологии в экономике» Под ред. А.Н.Романова, Мн.:

ЗАО «Веды», 1998 – 240 с.

15. Коцюбинский, А. Excel в примерах для менеджера и экономиста / А.О.Коцюбинский, С.В. Грошев. – М.: ГроссМедиа, 2004. – 304 с.

16. Панько И.Л., Кузенкова И.Г., Суворов А.В., Практикум по прикладной информатике : учебное пособие – Минск, 2004. – 276 с.

17. Э. Уэллс, С. Харшбаргер. MS Excel 97. Библиотека разработчика/Пер.с англ.– М.: Издательский отдел «Русская редакция» ТОО «Channel Trading Ltd.», 1998. – 536 с.

18. Шарстнев В.Л., Вардомацкая Е.Ю., Компьютерные информационные технологии: лабораторный практикум : пособие – Витебск: УО «ВГТУ»,

ТЕМА 7. СЕТЕВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Технологии поиска информации в сети ИНТЕРНЕТ Цель работы: приобрести практические навыки навигации и поиска в сети INTERNET.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Общие сведения INTERNET – объединение транснациональных компьютерных сетей, работающих по самым разнообразным протоколам, связывающих всевозможные типы компьютеров, физически передающих данные по телефонным проводам, через спутники и радиомодемы.

По способу организации поиска и предоставляемым возможностям все средства поиска в сети Интернет можно разделить на каталоги и поисковые системы. Сегодня в мире насчитывается примерно 15 лидирующих и активно конкурирующих между собой поисковых машин, и их общее число составляет многие десятки. Ранее все они имели свои доменные имена с окончанием.edu (education), теперь сменили на.com (commercia) и вступили на путь прямой коммерциализации деятельности.

В приложениях 1-4 приведены списки адресов англоязычных, русскоязычных и белорусских поисковых машин, а также поисковых машины ближнего зарубежья.

Для задания расширенного поиска во многих поисковых системах используется специальный язык поисковых машин. Использование этого языка облегчает и ускоряет процедуру поиска информации, в особенности это касается поиска по нескольким ключевым словам, где число вариантов значительно вырастает. Поисковые системы применяют множество различных методов для поиска информации по ключевым словам, но большинство из них основано на Булевой логике. Поисковые пауки и роботы используют логические операторы, например И, ИЛИ, НЕТ, или символы, такие, как +, —, = и т.д., для фильтрации информационных ресурсов. Также кроме русских значений для логических операторов используются и их английские аналоги.

Булева логика предоставляет возможность комбинации ключевых слов, что позволяет сузить поиск.

Основные логические операторы, использующиеся в построении запросов по ключевым словам, приведены в табл. 15.1.

Таблица 15.1. Основные логические операторы Логический оператор НЕ (NOT) ! должны встретиться в искомом документе РЯДОМ (NEAR) При помощи специальных поисковых серверов можно найти электронные адреса, почтовые адреса и телефоны людей по всему миру. Такой поиск, WhoWhere?(www.whowhere.com).

В глобальной сети Интернет размешено большое количество всевозможной информации по многим темам. В приложении 5 приведен список некоторых источников экономической информации Республики Беларусь (сайты государственных учреждений, информационных и консультационных агентств, средств массовой информации и т.д.).

Задания для самостоятельного выполнения 1. Проверьте параметры Вашего сетевого подключения. Установите их в соответствии с указаниями преподавателя или системного администратора.

2. Запустите программу Microsoft Internet Explorer, выполнив двойной щелчок на значке Internet на рабочем столе или пользуясь меню кнопки Пуск (Программы Internet Explorer Internet Explorer).

3. Осуществите поиск информации на англоязычном поисковом сервере в соответствии с заданием преподавателя по вашей специальности.

Используйте как простые, так и расширенные запросы на поиск.

Предварительно ознакомьтесь со спецификой данной поисковой машины в разделе Help.

4. Осуществите поиск информации на русскоязычном поисковом сервере в соответствии с заданием преподавателя по вашей специальности.

Используйте как простые, так и расширенные запросы на поиск.

Предварительно ознакомьтесь со спецификой данной поисковой машины в разделе Помощь.

5. Осуществите анализ курса валют за 6 мес ==>. http://finance.tut.by/arhiv.html.

Скопируйте информацию по курсам валют в ТП MS Ecxel и постройте график за выбранный период.

6. Осуществите поиск литературы по заданной тематике в виртуальном книжном магазине ==> http://findbook.ru, http://oz.by.

7. Перейдите на страницу информационно-поискового сервера «Весь Белорусский INTERNET» по адресу http://all.by и найдите информацию по Вашей специальности в предлагаемых разделах.

8. Создайте собственный каталог ссылок, используя раздел меню Internet Explorer Избранное.

Технологии работы с электронными сервисами ИНТЕРНЕТ Цель работы: приобрести практические навыки работы с электронными сервисами Интернет на примере работы с программой электронной почты.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Электронная почта (ЭП) всегда была одной из основ Internet. Именно возможность послать письмо пользователю в другую часть света в значительной степени способствовала расширению Internet. В Internet применяется достаточно старая система ЭП, сложившаяся ещё в 70-е годы, но до сих пор она исправно выполняет свои задачи. Как и другие службы Internet, ЭП является системой клиент-сервер. Один из компьютеров выступает в роли сервера почты, получая ее из других узлов Internet и сохраняя. Для работы с почтой (её чтения, сохранения, передачи новых сообщений и т.д.) используется клиентская программа, устанавливаемая на компьютере пользователя. Система ЭП не унифицирована для конкретного вида сервера электронной почты, поэтому пользователь может использовать различные виды существующих программ-клиентов.

Почтовые адреса Почтовый адрес пользователя состоит из имени пользователя, символа @ и почтового адреса домена. Например, info@vstu.vitebsk.by.

Адрес компьютера несколько более сложен. Имя (или, как его чаще называют, доменное имя) каждого входящего в Internet компьютера содержит, по крайней мере, одну точку (а может включать в себя даже 2 или 3 точки).

Эти точки (.) отделяют различные части адреса друг от друга. Самая левая часть адреса – это имя компьютера, а правая часть называется доменом верхнего уровня. В Internet имена доменов верхнего уровня стандартизированы таким образом, чтобы ЭП легко маршрутизировать.

Существуют два типа имен доменов: описательное имя домена (вид деятельности) и имя домена, определяющее его местонахождение (географический признак). Адрес компьютера может содержать один из этих типов имен (но не оба вместе).

Пример некоторых существующих имен доменов:

Лабораторная работа составлена доц. Шарстневым В.Л. и опубликована в полной редакции в [12] Имя домена, определяющее его местонахождение, всегда задаётся как двухбуквенное сокращение страны. Например, us означает США (USA), ru – Россию (Russia), by – Белоруссию (Belorussia) и т.д.

Программа ЭП (электронная почта) В INTERNET существует много бесплатных или условно-бесплатных программ-клиентов ЭП. Обычно программы web просмотра (Microsoft Internet Explorer, Netscape Navigator, Opera и др.) включают в качестве дополнительных компонентов программы работы с ЭП – Outlook Express, Netscape Messendger и M2.

Рассмотрим настройку пакета ЭП для конкретного пользователя и работу ЭП на примере программы Outlook Express.

программы активизируется Мастер настройки программы. Перемещаясь по окнам Мастера настройки, необходимо указать имя и фамилию владельца почтового ящика:

его электронный адрес:

задать имена почтовых серверов:

обеспечивающих прием и отправку писем. Эти сведения получают у провайдера Internet при открытии почтового ящика. Кроме того, необходимо указать идентификатор и пароль пользователя для подключения к почтовому серверу и указать способ обращения Вашего компьютера к Internet.

Работа с программой Outlook Express Рассмотрим рабочее поле программы. В верхней части экрана находится главное меню, включающее большинство функций работы с программой. Ниже – панель инструментов, включающая основные команды работы с почтой.

• Создать сообщение – позволяет подготовить и отправить новое письмо.

• Ответить автору – позволяет сразу ответить на полученное письмо.

Адрес получателя устанавливается автоматически.

• Ответить всем – позволяет ответить группе адресатов, описанных в адресной книге.

• Переслать сообщение – пересылает полученное письмо другому пользователю.

• Доставить почту – отправляет все подготовленные письма и проверяет полученную корреспонденцию.

• Удалить – переносит выделенное письмо в папку Удаленные.

• По умолчанию программа определяет 4 папки:

Входящие – сюда поступают все полученные письма.

Исходящие – здесь хранятся все подготовленные письма.

Отправленные – здесь хранятся копии всех отправленных писем.

Удаленные – сюда перемещаются все удаленные из других папок Пользователь может создавать дополнительные папки с помощью соответствующей функции меню файл.

Адресная книга Прежде чем отправлять и получать корреспонденцию, пользователь может сформировать Адресную книгу, содержащую список адресатов.

Адресная книга создается из меню Сервис опция Адресная книга.

Список функций Адресной книги включает:

• Создать адрес –можно внести самую разнообразную информацию об адресате. Обязательным атрибутом является электронный адрес.

• Создать группу – данная функция позволяет объединить адресатов в единую логическую группу, чтобы в дальнейшем одно временно отправлять сообщения всей группе.

• Свойства – позволяет изменять параметры описания отдельных адресатов и групп.Удалить – используется для удаления из адресной книги записей о пользователях и группах.

• Найти – позволяет найти нужный адрес из имеющегося списка адресов.

Подготовка и отправка нового сообщения Для подготовки нового сообщения щелкнем по кнопке на панели инструментов. Откроется окно Создать сообщение.

В строку Кому введем адрес получателя. Если адрес нужного получателя есть в адресной книге, его можно выбрать из списка, открыв адресную книгу щелчком по кнопке, расположенной в строке Кому. Если адреса этого получателя нет в адресной книге, то его нужно просто набрать с клавиатуры в строке Кому.

В строку Тема введем краткое содержание письма. Сам текст введем с клавиатуры. Для форматирования текста имеются соответствующие кнопки на панели инструментов: тип, размер и вид начертания шрифта, создание списков и т. п. Перешлем в письме звуковой файл. Для этого выберем в меню Вставка пункт Вложение файла.

Найдем необходимый для пересылки файл. Для отправки письма используем кнопки или. Функция используется также для получения почты.

Современные почтовые программы позволяют гибко работать с поступающими сообщениями, обрабатывая их в зависимости от тематики и содержания. Такая работа основывается на различного рода условиях или, иначе, фильтрах.

Покажем на примере Outlook Express создание условий сортировки почтовых сообщений. Отсортируем сообщения, относящиеся к разделам «Экономика», «Информатика».

Создадим правило «Экономика», которое позволяет сообщения, содержащие в теме или в тексте сообщения слово «Экономика», помещать в папку Экономика.

Создадим правило «Информатика», которое позволяет сообщения, содержащие в теме сообщения слово «Информатика» или «Вычислительная техника», а в разделе адреса — «sharst@tut.by», помещать в папку Информатика.

Задания для самостоятельного выполнения 1. Загрузите программу Outlook Express. Сконфигурируйте программу в соответствии с предложенными Вам параметрами.

2. Создайте адресную книгу из известных Вам адресов.

3. Создайте и отправьте простое сообщение по любому из адресов, используя адрес электронной почты из адресной книги. Вставьте в своё сообщение рисунок, звуковой или текстовый файл, созданные ранее.

4. Проверьте наличие новых сообщений в данный момент времени.

5. Создайте правила для сортировки сообщений, предусмотрев нахождение ключевых слов в различных разделах. Рекомендуется воспользоваться созданной адресной книгой.

Вопросы для подготовки к тестовому контролю знаний по теме 1. Что представляет собой компьютерная сеть (сеть ЭВМ)?

2. По каким признакам могут быть классифицированы компьютерные сети?

3. Каким образом компьютерные сети классифицируются по территориальному признаку?

4. Какие параметры характеризуют работу компьютерных сетей?

5. Что представляет собой локальная вычислительная сеть (ЛВС)?

6. Как называется сеть, объединяющая локальные компьютерные сети с ограниченным доступом?

7. Как называются компьютерные сети, расположенные на территории государства или группы государств?

8. Какие методы передачи данных поддерживают локальные сети?

9. Какие методы передачи данных поддерживают глобальные сети?

10. Что означает термин «масштабируемость компьютерной сети»?

11. Что относится к аппаратной части компьютерной сети?

12. Как называется специальный компьютер, выделенный для совместного использования участниками сети?

13. Как называют лицо, управляющее организацией работы участников локальной компьютерной сети(политикой сети)?

14. Как называется подключенный к сети ПК, на котором пользователь непосредственно выполняет свою работу?

15. Перечислите типы физических сред передачи данных, которые могут быть использованы при построении локальных компьютерных сетей в качестве линий связи.

16. Что относится к коммутационному оборудованию компьютерных сетей?

17. Охарактеризуйте коммутационное оборудование компьютерных сетей (концентратор, повторитель, коммутатор, маршрутизатор, шлюз).

18. Какие линии связи могут быть использованы для передачи данных между двумя компьютерами?

19. Что представляет собой некоммутируемая линия связи?

20. Что представляет собой коммутируемая линия связи?

21. Какое устройство применяется для физического подключения компьютера в сеть при использовании некоммутируемой линии связи?

22. Какое устройство применяется для физического подключения компьютера в сеть при использовании коммутируемой линии связи?

23. Что относится к соединительному оборудованию компьютерных сетей?

24. Что относится к программному компоненту компьютерных сетей?

25. Что такое топология компьютерной сети?

26. Перечислите и охарактеризуйте базовые топологические структуры компьютерных сетей.

27. Какие виды информации могут передаваться по компьютерным сетям?

28. Что такое протокол передачи данных в компьютерной сети?

29. Какие уровни протоколов передачи данных в компьютерной сети включает в себя упрощенная модель OSI?

30. Какие виды протоколов передачи данных в компьютерной сети относятся к сетевому уровню?

31. Какие виды протоколов передачи данных в компьютерной сети относятся к транспортному уровню?

32. Какие виды протоколов передачи данных в компьютерной сети относятся к прикладному уровню?

33. Охарактеризуйте стек протоколов передачи данных TCP/IP.

34. Охарактеризуйте назначение адресного протокола IP (ICMP).

35. Охарактеризуйте назначение протоколов транспортного уровня TCP и UDP.

36. Охарактеризуйте назначение протокола прикладного уровня HTTP.

37. Охарактеризуйте назначение протокола прикладного уровня FTP.

38. Охарактеризуйте назначение протокола прикладного уровня SMTP, IMAP-4, 39. Охарактеризуйте назначение протокола прикладного уровня TELNET.

40. Укажите год создания первой сети национального масштаба ARPANET.

41. Укажите год создания всемирной компьютерной сети INTERNET.

42. Что такое хост-компьютер в компьютерной сети?

43. Как составляется доменное имя компьютера в компьютерной сети?

44. Как определяется территориальная принадлежность компьютера в сети.

45. Перечислите известные вам имена зон, определяющих территориальную принадлежность компьютеров в сети.

46. Как определяется принадлежности компьютера к определенной организации?

47. Что представляет собой IP-адрес компьютера?

48. Какой сетевой сервис, обеспечивает работу электронной почты глобальной сети INTERNET?

49. Что обеспечивает сетевой сервис WWW?

50. Как называется программа непосредственной связи и общения в режиме реального времени с другими компьютерами, подключенными к сети INTERNET?

51. Укажите назначение службы INTERNET E-mail.

52. Укажите назначение службы INTERNET FTP.

53. Укажите назначение службы INTERNET IRC.

54. Укажите назначение службы INTERNET Mail List.

55. Укажите назначение службы INTERNET Usenet.

56. Укажите назначение службы INTERNET TELNET.

57. Укажите назначение службы INTERNET Аrchie.

58. Укажите назначение службы INTERNET Gopher.

59. Укажите назначение службы INTERNET WAIS.

60. Укажите назначение службы INTERNET Whois.

61. Укажите назначение службы INTERNET Finger.

62. Что представляет собой веб-страница (Web-раgе)?

63. Какой стандарт используется подготовке веб-документов?

64. Что представляет собой URL-адрес в языке НТМL?

65. Перечислите и охарактеризуйте виды информационных ресурсов сети INTERNET.

66. Для чего предназначены программы-браузеры?

67. Назовите современные программы-браузеры.

68. Как можно классифицировать поисковые системы сети INTERNET?

69. Назовите популярные тематические каталоги сети Интернет.

70. Назовите популярные поисковые системы сети Интернет.

71. Назовите популярные специализированные поисковые системы сети Интернет.

72. Назовите популярные мегапоисковые системы сети Интернет 73. Назовите англоязычные поисковые машины.

74. Назовите русскоязычные поисковые машины.

75. Назовите белорусские поисковые машины.

76. Назовите поисковые машины ближнего зарубежья.

77. Назовите Белорусские источники экономической информации 78. Укажите единицы измерения скорости передачи данных в сети.

79. Каким образом можно наиболее коротким путем найти информацию в 80. Перечислите основные логические операторы, использующиеся в построении запросов по ключевым словам.

1. Вардомацкая Е.Ю. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы информатики и вычислительной техники» (CD-RW, http://test), 2008 г.

2. Гаффин Адам. Путеводитель по глобальной компьютерной сети Internet. M.:

Изд-во "Арtoс":"Нолодж", 1996.

3. Гилстер П. Новый навигатор Internet: Пер. с англ. Киев: Диалектика, 1996.

4. Голанов С.С., Железко Б.А., Челноков М.А. Работа с Internet:

Лабораторный практикум. Мн.: БГЭУ, 1999.

5. Голенда Л.К. Коммуникационные сети банков Республики Беларусь. Мн., 1999.

6. Морозевич А.Н. Техническое обеспечение современных информационных технологий. Мн.: КИВТ АНБ, 1995.

7. Пташинский О.Г. Internet, Мн.: БГЭУ, 2000.

8. Стенг Д. Секреты безопасности сетей. Киев: Диалектика: ICE, 1996.

9. Техническое обеспечение компьютерных сетей / Под ред. А.Н.

Морозевича. Мн.: УЦПНК АНБ, 1996.

10. Челноков М.А. Коротко об Internet. Мн.: БГЭУ, 1997.

11. Шарстнев В.Л. Компьютерные информационные технологии: Курс лекций – Витебск: УО «ВГТУ», 2006.

12. Шарстнев В. Л., Вардомацкая Е.Ю. Компьютерные информационные технологии: лабораторный практикум : пособие– Витебск: УО «ВГТУ», 13. Якубайтис Э.А. Информационные сети и системы: Справочная книга.

М.: Финансы и статистика, 1996.

14. Internet – ресурс. http://www.dionis0.narod.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. АНГЛОЯЗЫЧНЫЕ ПОИСКОВЫЕ МАШИНЫ

AltaVista (http://www.alta- ресурсов, имеется функция "похожие DirectHit (http://www.directhit.com)

EXCITE

GOOGLE

(http://www.google.com) (http://hotbot.lycos.com) функция устранения повторяющихся ссылок.

7 Lycos (http://www.lycos.com) поисковую систему, которая позволяет The WWW Virtual Library (http://vlib.org) (http://www.webcrawler.com) страницы", работает функция устранения (http://www.yahoo.com) работает функция устранения повторяющихся (http://www.dejanews.com) тематический каталог конференций UseNet.

12 Filez (http://www.filez.com) Удобный поиск файлов в Интернет.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. РУССКОЯЗЫЧНЫЕ ПОИСКОВЫЕ МАШИНЫ

Яndex (http://yandex.ru/) (http://www.rambler.ru/) (http://www.aport.ru/) (http://www.netcq.com/rus/) (http://www.comptek.ru/alta.ht Следопыт (http://www.medialingua.ru/w ww/Wwwsearc.htm) (http://tela.dux.ru/) коммерческим Usenet-конференциям.

8 Электронная Россия Поиск людей в российском Интернете.

(http://www.dubna.ru/eros/) NewMan Search (http://search.newman.ru/) Русский файловый поиск (http://ftpsearch.city.ru/ftpsearc h.ru.html)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. БЕЛОРУССКИЕ ПОИСКОВЫЕ МАШИНЫ

1 Интернет Бизнес Каталог http://www.open.by/business/Hello.Rus.html 2 Желтые страницы Беларуси http://www.belweb.net/yellowpages/ Указатель белорусских webhttp://www.data.minsk.by/info/belsite_r.html Белорусский бизнесhttp://www.telemedia.minsk.by/ справочник Белорусская поисковая система

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ПОИСКОВЫЕ МАШИНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

1 Молдова 3 Казахстан 4 Азербайджан 7 Эстония 8 Кыргызстан 9 Армения 10 Украина

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ИСТОЧНИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

http://www.nbrb.by http://w3.economy.gov.by http://w3.economy.gov.by /ministry/economy.nsf касающихся тематики министерства), прессрелизы (отчеты о проведенных мероприятиях), а www.belstat.gov.by www.micex.ru www.minfin.gov.by лиц, статистических данных за различные периhttp://nalog.by

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. РАСЧЕТ ВЫПЛАТ ПО КРЕДИТАМ

Рекомендуемый вид формы:

Private Sub CommandButton1_Click() r = Val(TextBox1.Text) n = Val(TextBox2.Text) v = Val(TextBox3.Text) r = r / p = -Pmt(r, v, n) TextBox5.Text = Str(p) End Sub Private Sub CommandButton2_Click() r = Val(TextBox1.Text) n = Val(TextBox2.Text) v = Val(TextBox3.Text) q = Val(TextBox4.Text) r = r / t = -PPmt(r, q, v, n) TextBox6.Text = Str(t) End Sub Private Sub CommandButton3_Click() r = Val(TextBox1.Text) n = Val(TextBox2.Text) v = Val(TextBox3.Text) q = Val(TextBox4.Text) r = r / z = -IPmt(r, q, v, n) TextBox7.Text = Str(z) End Sub Private Sub CommandButton4_Click() TextBox1.Text = "" TextBox2.Text = "" TextBox3.Text = "" TextBox4.Text = "" TextBox5.Text = "" TextBox6.Text = "" TextBox7.Text = "" End Sub Private Sub CommandButton5_Click() End End Sub Private Sub Label5_Click() End Sub Private Sub UserForm_Click() End Sub

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. ОЦЕНКА ВЫГОДНОСТИ ИНВЕСТИЦИИ

Рекомендуемый вид формы:

Private Sub CommandButton1_Click() r = Val(TextBox1.Text) t = Val(TextBox2.Text) h = Val(TextBox3.Text) x = Val(TextBox4.Text) l = Val(TextBox5.Text) m = Val(TextBox6.Text) n = Val(TextBox7.Text) Static Values(6) As Double Values(0) = t Values(1) = h Values(2) = x Values(3) = l Values(4) = m Values(5) = n r = r / c = NPV(r, Values()) TextBox8.Text = Str(c) End Sub Private Sub CommandButton2_Click() TextBox1.Text = "" TextBox2.Text = "" TextBox3.Text = "" TextBox4.Text = "" TextBox5.Text = "" TextBox6.Text = "" TextBox7.Text = "" TextBox8.Text = "" End Sub Private Sub CommandButton3_Click() End End Sub Private Sub Label1_Click() End Sub

«СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие положения 1.1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (бакалавриата), реализуемая ФГБОУ ВПО Уральский государственный университет путей сообщения по направлению подготовки 100400 Туризм 1.2. Нормативные документы для разработки основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 100400 Туризм 1.3. Общая характеристика основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат) 1.4. Требования. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ (МИИГАиК) УТВЕРЖДАЮ Ректор МИИГАиК А.А. Майоров _ _2014 г. ПРОГРАММА вступительного испытания в аспирантуру по специальности 25.00.33 – Картография МОСКВА 2014 ВВЕДЕНИЕ Решение задачи развития РФ на современном этапе требует более высокого уровня профессиональной подготовки. »

«Эта часть учебника по магии содержит подробные описания выполнения магических упражнений из 1 части Чрной книги PSI магии. Так же дополнительные магические упражнения, мои собственные разработки магических упражнений, и результаты исследований в области магии и пограничных наук. Рекомендации по применению магии в повседневной жизни. В основном эта часть магии предназначена для обучающихся магии после 3-7 лет учения по 1 части магии. Телепатическая передача мыслей при привороте Нужна фотография. »

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК Кафедра социологии Л.Г.Титаренко ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс Для студентов факультета философии и социальных наук по специальности “Социология” Минск 2002 УДК 316.346.2 (075.5) ББК 60.54 p Т34 Рецензенты: Доктор социологических наук, профессор Д. Г. Ротман; Доктор социологических наук И. А. Сосунова Рекомендовано Ученым советом факультета философии и социальных наук, 26 декабря 2002 года. »

«Частное учреждение образования Минский институт управления УТВЕРЖДАЮ Ректор Минского института управления Н.В.Суша 2010 г. Регистрационный № УД-_/р. СУДЕБНО-БУХГАЛТЕРСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА Учебная программа для специальности 1–25 01 08 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Факультет учетно-финансовый Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита Курс 5 Семестры 9 Лекции Экзамен 16 нет Практические Зачет 18 (семинарские) занятия Лабораторные Курсовой проект нет нет занятия (работа) Всего аудиторных. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кубанский государственный аграрный университет Факультет ветеринарной медицины УТВЕРЖДАЮ Декан факультета ветеринарной медицины, профессор А.А. Лысенко _2013 г. Рабочая программа дисциплины (модуля) Органическая химия Направление подготовки 111 901.62 Ветеринарно-санитарная экспертиза Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма. »

«ПРОГРАММА вступительного экзамена ОСНОВЫ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ (для поступающих на сокращенный срок обучения по учебным планам, интегрированным с образовательными программами среднего специального образования) Введение в математику Множества. Действия над множествами. Основные логические функции. Метод математической индукции. Бином Ньютона. Множество действительных чисел. Модуль действительного числа. Комплексные числа. Алгебраическая, тригонометрическая и показательная формы комплексных чисел. »

«Частное учреждение образования Минский институт управления УТВЕРЖДАЮ Ректор Минского института управления _Н.В. Суша 2009 г. Регистрационный № УД- _/р. Основы идеологии белорусского государства Учебная программа для специальности Факультет экономики Кафедра гуманитарных дисциплин Курс Семестры Лекции Экзамен Семинарские занятия Зачет Лабораторные занятия Курсовой проект (работа) Всего аудиторных часов по дисциплине Всего часов по дисциплине Форма получения высшего образования Составила Гребень. »

«УТВЕРЖДЕНО ФФиСН, профессор факультета А. В.РУБАНОВ (подпись) (И.О.Фамилия) 2013 (дата утверждения) Регистрационный № УД-/р. ФИЛОСОФИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ (II часть курса Социальная философия) Учебная программа для специальности: 1-21 02 01 философия Факультет философии и социальных наук Кафедра философии и методологии науки Курс: Семестр: Лекции: 16 часов КСР: 4 часа Зачет: 6 семестр Самостоятельная работа: 139 часов Всего аудиторных часов по дисциплине: Всего часов по дисциплине: 159 Форма получения. »

«Т. М. ТУЛЕКЕЕВ Курс лекций по функциональной анатомии человека (Часть I) ОШ — 2003 1 ББК 54.5 Т-50 Печатается по решению РИСО медицинского факультета ОшГУ Рецензент: д.м.н., профессор, зав. кафедрой анатомии человека Каз ГМУ им. С. Асфендиярова Т.М. Досаев. Т – 50 Тулекеев Т.М. КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА: Ч.I.: для студентов мед. вузов, ординаторов и аспирантов морфол. кафедр. / Т.М. Тулекеев. – Ош: 2003. – 120 с : илл.21. ISBN 9967-03-148-4 Первая часть лекций включает. »

«Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Волгоградский филиал Кафедра Туризма и сервиса ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему: Современная экономика и качество жизни населения Волгоградской области _ по специальности: 080502.65 Экономика и управление на предприятии (туризм и гостиничное хозяйство) Подгорнова Анна Борисовна Студент. »

«Олег Матвейчев Уши машут ослом < Сумма политтехнологий >Данная книга представляет собой сборник, в который вошли 4 ранее опубликованные книги ( в несколько отредактированном виде) ПЛЮС двадцать НОВЫХ ( то есть в виде книги не опубликованных текстов): Таким образом, книга распадается на 5 частей: 1. Что такое политический консалтинг? (1998г) 2. Проблемы манипуляции (1999г) 3. Уши машут ослом.Современное социальное программирование (2002г) 4.Предвыборная камапния. Практика против теории ( 2003г). »

«2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки 060301 Фармация (квалификация (степень) специалист), с учётом рекомендаций примерной основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 060301 Фармация (квалификация (степень) специалист) и примерной (типовой) учебной программы дисциплины. »

«Министерство образования и науки Российской Федерации Сыктывкарский лесной институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С. М. Кирова Кафедра целлюлозно-бумажного производства, лесохимии и промышленной экологии ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ Учебно-методический комплекс по дисциплине для подготовки дипломированного специалиста по направлению 280000. »

«1992 10 января. Для выполнения НИР по теме Разработка методов математического моделирования вычислительного эксперимента для обработки данных физико-химического эксперимента открыта тема КИТ-17 (кафедральная инициативная тема) сроком до 31 декабря с.г. за счет средств ФНТР. Научным руководителем темы назначен профессор Сальников Ю.И., ответственным исполнителем – старший научный сотрудник Ушанов В.В. Архив КГУ, приказы КГУ, 1992. Т. 4, л. 5. 14 января утверждено решение жюри по присуждению. »

«МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Алтайский государственный университет (ФГБОУ ВПО АлтГУ) Кафедра всеобщей истории и международных отношений Учебно-методический комплекс по дисциплине Региональные аспекты международных отношений Для направления подготовки магистра 031900 Международные отношения Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от _31 _августа 2012 г. Барнаул 2012 МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное. »

«ВГОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРОИНЖЕНЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Горячкина ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра Почвообрабатывающие машины Утверждаю Декан факультета П.А. Силайчев __ 2010 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу Почвообрабатывающие машины для подготовки дипломированных специалистов по специальности 110301 Механизация сельского хозяйства, направление 660300 Агроинженерия Москва 2010 г. 1. Цели и задачи дисциплины 1.1. Цель дисциплины – подготовка будущих специалистов (в. »

«[Номера бюллетеней] [главная] Poccийcкaя Академия космонавтики имени К.Э.Циолковского Научно-культурный центр SETI Научный Совет по астрономии РАН Секция Поиски Внеземных цивилизаций Бюллетень НКЦ SETI N13/30 Содержание 13/30 1. Статьи 2. Информация июнь 2007 – декабрь 2007 3. Рефераты М.К.Абубекеров, 4. Хроника М.Ю.Тимофеев, составители: Н.В.Дмитриева 5. Приложения Л.М.Гиндилис редактор: компьютерная М.Ю.Тимофеев верстка: ответственный М.Ю.Тимофеев за выпуск: Москва [содержание] [главная] 1. »

«1 ФГАОУ ВПО Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова Центр взаимодействия с образовательными учреждениями ФДОП УЧЕБНЫЙ ПЛАН курса Работа с одаренными детьми и подростками в системе взаимодействия учреждений высшего и общего образования по гуманитарному профилю (История) Цель курса: формирование и развитие профессиональной компетенции преподавателей и специалистов высшего и общего образования по выявлению и развитию одаренности у детей и подростков по истории. Категория. »

«Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Педагогический институт физической культуры и спорта Программа вступительного испытания для абитуриентов, поступающих на базе профессионального образования Теория и методика физического воспитания и адаптивной физической культуры по направлению: 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в. »

2014 www.av.disus.ru — «Бесплатная электронная библиотека — Авторефераты, Диссертации, Монографии, Программы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Корпорация "Центр"

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *