Как загрузить gsm объект в archicad

Корпорация "Центр"

CADmaster

Журнал Мифы о BIM. Часть 1: в Archicad нет готовых Библиотек и Элементов

Мифы о BIM. Часть 1: в Archicad нет готовых Библиотек и Элементов

Скачать статью в формате PDF — 6.62 Мбайт

Главная » CADmaster №1(95) 2021 » Архитектура и строительство Мифы о BIM. Часть 1: в Archicad нет готовых Библиотек и Элементов

Чтобы развеять бытующее мнение об Archicad как о программе, в которой сложно или вообще невозможно найти готовые 2D/3D-модели элементов зданий, интерьеров , мы решили создать этот материал-навигатор, призванный сориентировать вас в мире Библиотечных Элементов.

В этой статье мы также хотим ответить на следующие вопросы:

  • Получится ли выполнить проект в условиях полной автономности, используя только возможности Archicad «из коробки»?
  • Сможем ли мы создать свои Библиотечные Элементы, существенно доработать существующие или выполнить корректный импорт Объектов из других программ?
  • Какие способы для этого существуют в Archicad?

Также в конце статьи мы оставим все ссылки на ресурсы, где можно загрузить модели для вашего проекта!

Что такое Библиотечный Элемент?

В различных приложениях Библиотечные Элементы могут называться по-разному. Давайте попробуем разобраться с их именами.

Программа → специфическое название Библиотечного Элемента → расширение файла:

  • Archicad → Библиотечный Элемент, Контейнер Библиотеки → *.gdl, *.icf
  • Revit → Семейство и компонент → *.rfa, *.rvt
  • Tekla → Элемент, форма → *.ips, *.ipc, *.tez, *.xml
  • 3ds Max → Объект → *.3ds
  • SketchUp → Компонент, группа → *.skp
  • Cinema 4D → Объект → *.c4d

Любой проект Archicad представляет собой базу данных, формируемую из Элементов оформления (размеров, выносных надписей) и виртуальных конструктивных Элементов (Стены, Перекрытия, Лестницы). Многие из Элементов являются небольшими внешними файлами, созданными при помощи GDL — специального языка для программирования в Archicad. Эти файлы называются Библиотечными Элементами. Они обладают физическими и функциональными характеристиками и предназначены для многократного использования.

Элементы могут использоваться самостоятельно или быть частью другого инструмента. Например, навесные Стены состоят из Библиотечных Элементов Рам, Панелей и Аксессуаров. Всю информацию об Элементах и характеристиках можно заносить в интерактивные Каталоги. Это могут быть самые различные данные — от базовых, таких как габариты Объекта, до ссылки на сайт производителя изделия.

Каждая версия Archicad поставляется со стандартной Библиотекой Элементов, которая содержит сотни предварительно настроенных редактируемых Объектов.

Еще больше информации о Библиотеках Archicad можно найти в Центре Поддержки.

Для чего могут применяться Библиотечные Элементы?

Библиотечные Элементы используются в абсолютно разных проектах и при решении самых разных задач. Например, для разработки интерьера: они помогут наполнить модель, создать подробное техническое задание для изготовления авторских изделий. Кроме того, они применяются для создания спецификаций.

В процессе работы над конструктивом Библиотечные Элементы могут понадобиться при создании ферм и других Элементов, с последующим специфицированием.

Кроме того, Объекты используются в ландшафтном дизайне и при составлении смет градостроительства.

Как создать Библиотечный Элемент?

Изменение стандартной Библиотеки

Несмотря на расхожее мнение, что в Archicad мало Библиотек и готовых Объектов, прямо «из коробки» доступны многие сотни Элементов — от интерьерной мебели до ферм. А новейшая на сегодня 24-я версия включает в базовую поставку еще и Библиотеку для трассировки сетей MEP (ранее MEP Modeler был отдельным платным расширением). Причем эти Элементы можно использовать в первозданном виде или же настраивать под собственные задачи, часто меняя вид Элемента до неузнаваемости.

Возможность «кастомизации», то есть переделки «под себя», предоставляют многие Элементы. Например, в Библиотечном Элементе «Секция 2-створчатая» можно выбрать нужный вариант мойки, определиться с лучшим вариантом смесителя, настроить ручки и стиль фасадов.

Также в качестве примера можно привести Элемент «Парковочное место»: он включен в стандартную Библиотеку Archicad и помогает рассчитать количество парковочных мест.

Моделирование и сохранение Библиотечных Элементов

При проектировании нередко возникает потребность в тех или иных специфических Элементах, отсутствующих и в стандартной Библиотеке, и на сторонних ресурсах. Здесь мы имеем в виду не только отдельные Объекты, но и «составные части» других инструментов: Навесной Стены/Окна/Двери и 2D-Элементов.

Для 2D-черчения нам могут понадобиться, к примеру, специальные 2D-выноски, маркеры заголовков чертежей. Для 3D — компоненты навесных стен, ограждений, дверные полотна, оконные ручки.

В таких случаях Archicad дает нам возможность формировать Элементы самостоятельно, причем различными способами. Например, вы можете создать свой собственный Заголовок чертежа.

Создание геометрически неизменяемого Библиотечного Элемента

Такой Элемент может только масштабироваться целиком, поэтому применяется для создания Элементов мебели, декора и таких Специальных Компонентов, как дверные ручки, — то есть того, что не должно параметрически настраиваться.

Для сохранения подобных Элементов достаточно смоделировать нужное стандартными инструментами — Морфами, Стенами, Перекрытиями, Оболочками и пр., а далее, выделив эти Объекты, перейти в меню Файл → Библиотеки и Библиотечные Элементы → Сохранить выбранное как → Объект.

По этому принципу можно выполнить множество Элементов: подступенок и проступь лестницы, панель и опору ограждения, дверь, окно. Для создания криволинейного проема в Стене есть одна небольшая хитрость: нужно создать перекрытие, назначив в ID «wallhole».

Если ваш будущий Объект сразу располагается в пространстве как нужно, вы можете сохранить его прямо из окна плана.

Если вы создаете некий вертикальный Объект (например, панно на стену), при этом построив его на плане этажа «лежачим», то нужно перейти в 3D-окно, выбрать способ показа «Аксонометрия», развернуть вид так, чтобы видеть объект сверху, и уже здесь, выделив объект, сохранить его из 3D-окна.

Когда требуется создать авторское дверное полотно для стандартного Библиотечного Элемента Дверь, следует использовать Сложный профиль (Балка/Стена), Перекрытие. При необходимости конвертируем Элементы в Морф. Сохраняем новый Библиотечный Элемент: Файл → Библиотеки и Объекты → Сохранить выбранное как… → Полотно Двери.

Если нужно смоделировать ферму, рекомендуем обратиться к стандартному расширению TrussMaker. Оно находится в меню Конструирование → Дополнение к конструированию → Создать ферму.

Использование Сложных профилей

Несмотря на то, что в терминологии Archicad Сложные профили и Навесные Стены не являются Объектами, мы решили упомянуть и о них, так как они предоставляют отличный вариант создания собственных Библиотечных Элементов.

Применив Сложный профиль, можно получить «Молдинг» или изделие металлопроката, чтобы использовать их при конструировании или в интерьерах.

На изображении, иллюстрирующем этот раздел, показаны результаты использования Сложного профиля: с его помощью выполнены карниз, плинтус, наличник, откос, подстолье и полотно двери.

Использование Навесных Стен

Сохранить собственную Панель для Навесной Стены тоже нетрудно: после моделирования стандартными элементами Archicad достаточно пройти по пути Файл → Библиотеки и Объекты → Сохранить выбранное как… → Панель Навесной Стены.

Полезные ссылки

Доработка кода Библиотечных Элементов и их создание при помощи языка GDL

Созданный вышеописанным методом Объект можно доработать, добавив к нему, например, поворот. Как это делается, подробно разобрано в примере статьи Светланы Кравченко.

Автор: Светлана КравченкоАвтор: Светлана Кравченко

Из простых изменений, которые можно выполнить, располагая минимальным багажом знаний в области GDL или основываясь на инструкции GDL Reference Guide, можно выделить следующие:

  • поворот Объекта;
  • включение и отключение частей Объекта по флажку;
  • редактирование текста;
  • замена покрытий (подробности — в видео);
  • замена 2D-символа.

Если появилась необходимость что-то изменить в стандартной Библиотеке — и это не проблема! Посмотрите видео, где Светлана Кравченко подробно показывает, как можно скорректировать Заголовок Чертежа.

При более глубоком погружении в GDL перед нами открываются новые возможности. Написание собственных Библиотечных Элементов позволяет не только создавать сложные трехмерные и двумерные параметрические Объекты, но и использовать Параметры Модельного Вида, информацию о Плоскости Сечения Этажа и другую информацию об Окружающей Среде. Чтение данных, их запись в отдельные файлы — это и многое другое становится доступно, если основательнее вникнуть в GDL. В качестве примера Объектов можно привести массиватор, Маркер Зоны и ведомость отделки полов.

Полезные ссылки

Освоить язык GDL на более высоком уровне можно, ознакомившись со следующими ресурсами:

    .

  • Справочное руководство GDL Reference Guide (доступно в папке с документацией установочного пакета Archicad).

Создание Библиотечных Элементов при помощи расширения PARAM-O

PARAM-O — это расширение, которое стало доступно в Archicad 24 и позволяет создавать параметрические Объекты. В Archicad 24 Обновление 3 это расширение стало неотъемлемой частью Archicad.

Создание новых Библиотечных Элементов происходит при помощи так называемых нодов. Такое «программирование» является наиболее наглядным и доступным для широкого круга пользователей.

В качестве основы для работы используются геометрические примитивы: параллелепипед, сфера, цилиндр.

При создании Объектов могут использоваться математические, тригонометрические и логические операции над формами. Доступны моментальный предпросмотр Объектов, а также возможность изменить цвет пера и покрытия для каждого примитива Объекта.

Полезные ссылки

Создание Библиотечных Элементов при помощи расширения Library Part Maker

Расширение Library Part Maker позволяет быстро создавать 2D-символы и 3D-отображения Объектов, вид которых зависит от Масштаба, и помогает разгрузить сцену от бесконечного множества полигонов при не самом удачном импорте Объекта. Достаточно настроить отображение Объекта в ЗD-окне: простое, среднее или детализированное. При активной работе есть смысл выставить простое отображение, чтобы Объект не перегружал сцену. А вот при рендере уже выставить детальное.

Во многих случаях Library Part Maker обеспечивает тот же уровень параметризации, что и при ручном создании Объектов через GDL-редактор. В сочетании с использованием свойств и формул это позволяет полностью перенести в Archicad разработку разделов ТХ, ОВ, ВК.

Полезные ссылки

    бесплатно могут владельцы Сервисного Контракта (SSA) и пользователи учебной версии Archicad. .

  • Ознакомиться с подробной инструкцией для работы с расширением Library Part Maker от Владимира Медникова и Дарьяны Верлен.

Создание Библиотечных Элементов при помощи расширения LabPP_GoodwinGDL

LabPP_GoodwinGDL — это бесплатное программное дополнение (для некоммерческого использования), предложенное в помощь тем, кто создает свои GDL-Объекты. Используя это дополнение, можно задавать сложную геометрию и производить операции над Объектами в интерактивном режиме. Поддерживается возможность выполнять скрипты для Archicad из файлов или по нажатию программируемых кнопок.

Полезные ссылки

    (бесплатно для некоммерческого использования). .

Способы импорта Объектов и ресурсы с Библиотеками

Для обеспечения точной передачи информации при наполнении проекта необходимыми данными пользователи Archicad могут обращаться к Библиотекам Элементов на сторонних сайтах.

Обширная специфика Библиотек способствует решению разнообразных задач в таких областях, как интерьер, конструирование, архитектура, ландшафт, градостроительство На сторонних сайтах собрано большое количество Объектов в форматах *.fbx, *.obj, *.dae, *.gsm, *.3ds, *.skp и др.

Далее мы рассмотрим различные варианты импорта Объектов, созданных для Archicad и других приложений.

Самый простой способ импорта — скачать Объект и «перетащить» его на план. При таком варианте Объекты добавляются во Вложенную Библиотеку. Поддерживаются следующие расширения: *.dae, *.gsm, *.3ds, *.stl, *.skp.

Отдельно можно отметить доработку Объектов, импортированных из SketchUp.

Импорт при помощи расширения RVT/RFA Geometry Exchange

Расширение подарило пользователям Archicad возможность импортировать Семейства Revit как Объекты. Теперь при импорте есть возможность настроить количество полигонов в Объекте. А в диалоге параметров выбрать необходимую степень детализации для любой задачи: точно, средне или грубо. Импорт происходит следующим образом: Файл → Библиотеки и Объекты → Импортировать RFA как GDL-Объект.

Полезные ссылки

Импорт при помощи расширения MODELPORT 2.0

Нужно еще больше свободы для реализации больших творческих амбиций? Хочется иметь возможность скачивать самые разные форматы?

С расширением MODELPORT можно корректно импортировать в Archicad Объекты из программ Maya, Softimage XSI, 3ds Max и Blender, контролируя количество полигонов будущей модели. Также с помощью инструментов параметрического редактирования пользователь может отредактировать Толщину Пера, Цвет Заливки, Материал, Текстуру и многое другое. MODELPORT преобразует Объекты Archicad с гладкими поверхностями и генерирует чистые 2D-символы для Планов Этажей.

Полезные ссылки

Импорт при помощи расширения 3DStudio In

3DStudio In — это расширение для Archicad, которое преобразует файлы 3D Studio Max (*.3ds) в Объекты GDL. Процесс преобразования может быть настроен пользователем. Расширение позволяет настраивать Масштаб и Прозрачность, добавлять горячие точки в 2D и 3D. В процессе конвертирования 3DStudio In создает новый Библиотечный Элемент и копирует все текстуры в указанную папку вместе с созданным Объектом. Начиная с 20-й версии это программное решение входит в пакет Дополнений (Goodies).

Полезные ссылки

Ресурсы с Библиотеками Элементов для разных задач

Ресурсов с готовыми Библиотеками Элементов много: производители изделий считают Archicad одним из важнейших инструментов проектирования и нередко заказывают разработку целых блоков Библиотек по всему спектру своей продукции.

Благодаря удобному формату хранения и обработки данных Библиотечные Элементы включают в себя номенклатуру типоразмеров, артикулов, расцветок с актуальными ценами. Таким образом, проектировщик имеет возможность не только разместить геометрическую модель изделия, но и подобрать варианты его внешнего вида и конфигурации, опираясь на бюджет будущего строительства. А заказчик при желании может сразу заказать это изделие на производстве.

Как мы и обещали, в завершение выкладываем список сайтов, где можно найти Библиотечные Элементы Archicad для самых разных задач:

    создан компанией Graphisoft, поэтому поиск Объектов может осуществляться из Archicad. На сайт можно добавлять свои Объекты; ; . Можно найти Объекты для благоустройства, дизайна интерьеров, зданий и сооружений; — достаточно выбрать в левом меню тип файла Archicad, и вы увидите 40 тысяч Объектов, совместимых с Archicad; ; ;

  • на этом сайте при необходимости можно приобрести библиотеку деревьев.

Компания Graphisoft выражает особую благодарность всем, кто принял участие в создании материала: Светлане Кравченко, Михаилу Еремину, Дмитрию Рогожину, Юрию Цепову, Кириллу Колотилину, Луизе Кошкальда, Татьяне Козловой, Владимиру Медникову и Дарьяне Верлен.

Архитектурный бизнес в период удаленки: практика командной работы в Archicad

Карантинные ограничения и вынужденная необходимость удаленной работы поставили перед всей архитектурно-строительной отраслью и пользователями Archicad, в частности, новые задачи и непредвиденные трудности.

В этой статье мы постарались взглянуть на проблематику удаленной работы с точки зрения большого архитектурного бюро и относительно небольшой проектной мастерской. Для этого мы попросили двух архитекторов-практиков ответить на серию вопросов и поделиться своим опытом работы на удаленке:

Ивана Воронежского, технического директора московского архитектурного бюро «Остоженка»;

Николая Карпова, главного инженера проекта архангельской компании АрхКуб.

Более подробно о вызовах и трудностях совместного проектирования вдали от офиса и о потенциале Archicad можно узнать из вебинара «Практика совместной удаленной работы в Archicad», прошедшего 21 января 2021 г.

Иван Воронежский, технический директор московского архитектурного бюро «Остоженка» Иван Воронежский, технический директор московского архитектурного бюро «Остоженка»

Какие программы наиболее часто используете в работе совместно с Archicad?

Archicad – основной и центральный инструмент в нашей работе: все остальные программные продукты так или иначе завязаны на нем. Наши проекты находятся в нескольких версиях – начиная с Archicad 19 и заканчивая Archicad 23. Такой разброс связан с тем, что проекты долгие: некоторые длятся десятилетиями. Дополнительно к Archicad мы используем Rhino, Grasshopper, QGIS, SketchUp. Но не думаю, что подобный функционал нужно внедрять еще и в Archicad – это и так достаточно мощная программа.

Как ваше бюро перестроилось на удаленку?

Незадолго до карантина мы, чтобы уместить большее количество сотрудников, меняли планировку бюро. Но буквально за неделю оно опустело. За это время мы настроили всю технику и раздали ее сотрудникам: они разъехались по домам со своими рабочими компьютерами, на которых уже было установлено необходимое программное обеспечение. Единственное, что им было нужно, – это VPN и более-менее устойчивый Интернет.

Схема удаленной работы бюро

Схема удаленной работы бюро

Пока сотрудники настраивали Интернет-соединение из дома, нам очень помогли экстренные лицензии Archicad. Для совместной работы над проектами мы использовали VPN-соединение, потому что это решает сразу все проблемы: и с ключами, и с доступом к файловому серверу и самому проекту. Сотрудники, у которых не было ресурсов, но был хороший монитор, использовали удаленный рабочий стол, оставив свой компьютер в бюро. Но в основном все работали через VPN. Пока нам хватает нашего BIM-сервера. Но, наверное, скоро мы созреем и до полного BIMcloud.

Какие проекты разрабатывались на удаленке?

В 2020 году мы параллельно вели около 30-ти проектов на разных стадиях. Вот некоторые из них:

Концепция реновации микрорайонов в Южно-Сахалинске. Archicad стал базой для сбора информации, снятия различных показателей, приема данных из QGIS. Этот большой проект был разработан в короткие сроки полностью удаленно.

Комплекс апартаментов на улице Казакова. Сейчас проект находится на стадии строительства. По ходу работ мы создали BIM-модель, но заказчику она пока не нужна. Это сборная модель архитектуры и смежных разделов. Для быстрого просмотра IFC-файлов мы использовали BIMcollab.

Жилые дома на улицах Павлова, Тимошенко. Это совсем небольшой проект – два 10-этажных дома. Мы получили хороший опыт: построили очень качественную архитектурную BIM-модель. Данные регулярно передавались через IFC. Мы использовали графическую замену для визуализации инженерных систем, настроили интерактивные каталоги для проверки своей модели и модели конструкторов, отслеживания ошибок и подсчетов, просмотра и назначения правильных атрибутов модели, конструктивных функций.

Объект небольшой, поэтому мы смогли сделать хороший файл BIMx. Все листы, ссылки на этажи, разрезы, фасады и экспликации интерактивные: из экспликации каталога можно уйти в описываемое помещение в модели. Также у нас была модель с уже внедренными инженерными системами – сейчас BIMx серьезно продвинулся в отношении производительности и возможности загрузки больших моделей. На этом проекте мы упражнялись и с EcoDesigner Star: он помог нам и до сих пор помогает проверить решения узлов.

Жилой комплекс на Причальном проезде. Файл очень тяжелый, порядка 3 Гб: нужно было сохранить в нем вариативность, чтобы можно было вернуться и скомпилировать разные варианты одной и той же модели. Среди задач, стоявших перед нами, была и проверка видимости реки из окон. Для этого мы сделали упрощенные «болванки» модели в Archicad, перевели их в Rhino, где и произвели необходимые расчеты. Затем снова переносили в Archicad и там уже пытались определить, какие квартиры имеют нулевую видимость.

Какие плюсы предоставляет Archicad при удаленной работе?

Archicad довольно экономно использует ресурсы: сложные проекты могли работать на компьютерах, которым больше пяти лет. Важно отметить безопасное хранение и многократное резервное копирование данных, сохранность локальных данных в Teamwork. Конечно, бывали и сбои, но в целом Teamwork показал довольно надежную работу. Отметим и хорошую интеграцию Archicad с другим программным обеспечением, особенно это касается Archicad 24, который позволяет загружать элементы из файлов Revit. Да и техническая поддержка в такое сложное время была организована гораздо лучше, чем у какого-либо другого ПО.

Как бюро будет работать сейчас?

В работе на удаленке были свои психологические сложности: обстановка не меняется, и это может негативно повлиять на человека, хотя первоначально продуктивность повышается. Сотрудники, которые занимаются рабочей документацией и инженерным проектированием, довольно хорошо «прижились» на удаленке, им там даже лучше: меньше отвлекающих факторов и проще сосредоточиться. Но на стадии концепции тесная связь в команде очень важна: Zoom-совещания очень выматывают. Вряд ли мы вернемся в прежнее состояние: будем трансформироваться и искать какой-то смешанный вариант.

Николай Карпов, главный инженер проекта архангельской компании АрхКуб

Николай Карпов, главный инженер проекта архангельской компании АрхКуб

Используете ли вы в своей работе технологию Teamwork?

АрхКуб – единственная проектная организация в Архангельске, которая использует командную работу (Teamwork) в Archicad на всех этапах проектирования: архитекторы разрабатывают эскиз объекта, затем подключаются конструкторы и смежные специалисты, ведется формирование проектной документации. Параллельно и конструкторы начинают создание рабочей документации. Таким образом, и архитекторы, и конструкторы, и смежники задействованы на протяжении всего процесса проектирования. Все это позволяет оперативно редактировать объемы планировочных решений и кардинально сократить сроки выполнения задания.

Сейчас у нас работают 15 человек, из которых лишь восемь постоянно присутствуют в офисе. Дома сотрудники подключаются к серверу и подкладывают сетевую лицензию через удаленное соединение.

Какие проекты были реализованы на удаленке?

Благодаря использованию Teamwork результаты удаленки сопоставимы с результатами, получаемыми в офисе. Командная работа в Archicad значительно сокращает сроки проектирования: все участники процесса работают в одном пространстве и видят действия друг друга.

Жилой комплекс в Северодвинске. Эскизный проект жилого комплекса в Северодвинске с общей концепцией, визуализацией и видео выполнен нашими архитекторами за три недели. Проект включал в себя застройку участка площадью около 9 тыс. м 2 жилым комплексом и реновацию привокзальной площади города. Каждый разрабатывал свою часть, находясь в одном пространстве с остальными. С проектировщиками заранее оговаривались поле деятельности и задачи: один проверял уровень изоляции, меняя планировки, другой выстраивал материал стен и декоративные составляющие фасада, третий занимался разработкой генерального плана и элементов благоустройства. Конструкторы и смежники также не оставались без дела: уже на этапе эскиза велись споры и обсуждения конструктивной схемы, возможности применения архитектурных элементов, типов системы отопления и водоснабжения.

Культурно-досуговый центр в поселке Пинега Архангельской области. За период пандемии параллельно с другими объектами наши конструкторы выполнили альбомы АС и КМ, а смежники – альбомы ОВ и ВК культурно-досугового центра в поселке Пинега. Конструкторы в проекте культурно-досугового центра заранее предусмотрели дополнительные балки каркаса в местах прохода вентиляционных коробов. Специалист системы теплоснабжения вовремя замечал препятствия на своем пути в виде фундаментных балок. Такое взаимодействие проектировщиков позволило избежать ошибок и необходимости внесения изменений в уже выполненную проектную документацию. Подробнее узнать о проекте вы можете из статьи Алексея Калиненкова «Инструмент зодчего: Опыт Проектной мастерской АрхКуб».

Какие плюсы предоставляет Archicad при удаленной работе?

Средства коммуникации Archicad ускоряют взаимодействие между проектировщиками: если кто-то заменяет элемент, то в мессенджере можно отправить запрос, который сотрудник сразу увидит. Другой плюс при оперативной работе – отправка 2D- и 3D-видов любому участнику проекта с возможностью комментирования и обсуждения.

Наглядное отображение конструкций и сетей в формате BIMx помогает в удаленной работе и при встрече с согласующими органами. Мы всегда предоставляем возможность интерактивно просмотреть проект. В первую очередь, это нужно строителям для определения объемов и конструкций, хорошего 3D-отображения и понимания будущих сложностей в работе. Комплект рабочей документации, из которого можно перейти в 3D-режим, доступен и на компьютере, и на мобильных устройствах через приложение BIMx. Даже человек, который не разбирается в чертежах, поймет, что и как здесь расположено.

Пример работы в Teamwork

Пример работы в Teamwork

Оптимизировать нашу работу помогает настроенный BIM-сервер с разграничениями прав пользователей и распределением ролей проектирования, а также система резервирования и функция синхронизации проектов. Подключение большего числа специалистов к Teamwork позволило нам выйти на новый уровень: количество разрабатываемых проектов год от года увеличивается, а их качество при этом не снижается. Использование командной работы в Archicad позволяет проектировать продуктивно, быстро и без ошибок.

Как компания будет работать сейчас?

Мы растущая организация, однако за время удаленки возникли трудности с подготовкой новых сотрудников: за год пришло несколько человек, но обучить их нашим стандартам было достаточно сложно. Сейчас мы практически вернулись к прежнему режиму: две трети специалистов уже работают в офисе. Это привычнее для всех нас.

Материал подготовлен пресс-службой ГК CSoft,
золотого партнёра GRAPHISOFT

ARCHICAD: ОТКРЫВАЯ ЗАНОВО. Язык GDL: программирование для уникальных задач архитектора

Этот экспертный материал продолжает цикл статей «ARCHICAD: открывая заново», начатый в декабре 2016 года статьей Владимира Савицкого «Создание конструкций и извлечение рабочих чертежей из модели», а затем продолженный публикациями Светланы Кравченко «ARCHICAD: открывая заново. Визуализация – новые возможности для архитектора» и Александра Анищенко «TEAMWORK: эффективная командная работа шаг за шагом». Цикл призван помочь пользователям в полной мере раскрыть весь потенциал ARCHICAD®. Мы попросили архитекторов поделиться личным опытом использования программы с применением нестандартных подходов, малоизученных функций и новых возможностей, о которых многие пользователи могут и не подозревать. Как разработчики приложения ARCHICAD мы уверены, что только глубокое знание продукта может раскрыть всю его ценность и решающим образом повлиять на результаты, скорость и качество работы проектировщика.

Вы тоже предпочитаете «непротоптанные дорожки»? Имеете опыт применения нестандартных подходов в работе с ARCHICAD, регулярно задействуете не самые известные возможности приложения? Будем рады пригласить к сотрудничеству новых авторов: ehffvn(afe)tencuvfbsg.pbz "> ehffvn(afe)tencuvfbsg.pbz .

Светлана Кравченко, практикующий архитектор

Язык GDL: уникальные возможности инструмента шаг за шагом

Наверняка многие из вас слышали о GDL в ARCHICAD, однако как им пользоваться в работе до сих пор знают далеко не все. Учитывая невероятную полезность этой функции, а также множество вопросов после моего первого вебинара на эту тему, я решила более подробно рассказать о том, как даже поверхностное его знание может здорово помочь в повседневной работе архитектора.

Начнем с основ

GDL (Geometric Description Language, язык геометрического описания) – язык программирования, подобный языку BASIC, созданный для работы в среде ARCHICAD. С его помощью описываются объемные 3D-тела (такие как двери, окна, мебель) и 2D-символы в окне плана этажа. Эти объекты называются Библиотечными Элементами.
Для тех, кто хоть немного знаком с программированием, освоить этот язык не составит труда. Впрочем, при достаточном желании изучение GDL окажется вполне по силам и человеку, далекому от этой среды.

Любой архитектор изучал в свое время геометрию и начертательную геометрию, имеет отличное объемное мышление, а это уже половина успеха. Не нужно сразу пытаться написать сложные объекты, начинать стоит с основных геометрических фигур и форм; много информации можно почерпнуть, изучая скрипты других Библиотечных Элементов. Ну а самый главный источник информации – это справочное руководство GDL, которое можно открыть через меню Помощь в самом ARCHICAD.

Итак, для чего архитектору может пригодиться знание GDL? Например, в отличие от Grasshopper, при помощи которого можно создавать сложные структуры, GDL просто незаменим для написания различных маркеров и выносных надписей, а также при создании специальных компонентов для других Библиотечных Элементов или инструментов. Одним из моих первых применений GDL в работе было создание специального филенчатого полотна двери, которое при изменении размеров не масштабировалось во все стороны, а меняло только размеры филенки. Толщина фигурной рамки и ширина обвязки оставались неизменными. Также архитекторам очень часто хочется добавить какие-то простые функции в существующие объекты стандартных библиотек – и это основная причина, по которой начинают вникать в GDL.

Безусловно, знание GDL не является жизненно необходимым, и многие из этих задач можно решить стандартными инструментами. Например, можно построить филенки с обвязкой из перекрытий и сохранить как специальное полотно двери. Если у вас таких нестандартных дверей всего несколько штук, то так будет даже быстрее. Но если в вашем проекте много подобных дверей разных размеров и ширина их меняется в процессе работы, то написание специальной панели в GDL значительно ускорит и упростит работу.

Геометрическое описание подразумевает, что любую из возможных фигур можно написать текстом по размерам или координатам.

Для 3D-скрипта есть блок команд основных пространственных фигур, таких как:

  • BLOCK и BRICK — параллелепипед, строящийся по трем размерам с началом в точке 0 системы координат

BLOCK a, b, c
BRICK a, b, c

Корпорация "Центр"

CYLIND – цилиндр вдоль оси Z, с высотой h и радиусом rCYLIND h, r

SPHERE – сфера с центром в начале координат и радиусом rSPHERE r

Похожим образом описываются эллипс и конус.

Следующий блок фигур уже сложнее – это различные призмы. Они описываются набором координат точек. Самая простая призма определяется количеством точек (n), высотой (h) и перечислением координат всех точек по порядку.

PRISM n, h,
x1, y1,

xn, yn

Есть много разновидностей призмы. Следующий вид, PRISM_, позволяет указывать к координатам точек коды статусов, которые определяют видимость граней и ребер, а также позволяют создавать криволинейные призмы и призмы с отверстиями (см. в справочнике раздел Коды Статусов). Другой вид, BPRISM_, создает призму, закрученную вокруг оси Y. FPRISM_ строит призму с фаской или скруглением по верхней стороне.

Существует несколько команд, описывающих более сложные фигуры на основе полилиний: EXTRUDE, PYRAMID, REVOLVE, RULED, SWEEP, TUBE, COONS, MASS. Их описание с примерами можно найти в справочнике.

Для 2D-скрипта фигуры описываются другими командами: линия, круг, прямоугольник, полилиния, сплайн. Но можно прописать и команду для построения проекции из 3D-скрипта.
Создание 2D- или 3D-форм – это только часть функционала GDL. Если вам нужен просто стол, то проще построить его инструментами самого ARCHICAD. Объект пишется в случае, когда требуется какой-то параметризм: возможность выбора разных типов ножек для стола, количества ножек, изменение размеров стола с сохранением остальных размеров, расчет пиломатериала для его изготовления, вес и стоимость. Объект может вообще не содержать никакой геометрии, а только производить расчеты.
Для этого используются в том числе и Управляющие Предложения (Операторы Управления), такие как циклы, условные операторы, обращение к определенному месту кода (подпрограмме). С циклами и условиями лучше ознакомиться в самом начале – используются они часто. Так, во всех приведенных ниже примерах есть условные операторы.

ПРИМЕР №1 – поворот объекта

Часто у проектировщиков возникает желание сделать объект поворачивающимся. На этом простом примере и рассмотрим структуру Библиотечного Элемента, а также основные окна Редактора Объектов GDL.

Чтобы открыть любой объект, размещенный в пространстве проекта (если разработчик не наложил на него пароль), нужно, выделив его, нажать комбинацию клавиш Ctrl+Shift+O. Другой способ – воспользоваться меню Файл > Библиотеки и Объекты > Открыть Объект. Если в этот момент ни один объект не был выделен, то откроется окно для выбора объекта.

Добавим параметры поворота, например, к жалюзийной решетке (рис. 1).


Рис. 1. Первый подопытный


Рис. 2. Окно Редактора объектов GDL

Итак, мы открыли окно Редактора объектов GDL (рис. 2).

Слева вверху здесь расположено окно просмотра разных видов, как в обычном окне параметров объекта; еще левее кнопки для выбора вида – план, фасад, 3D-окно и предпросмотр.

Ниже располагаются кнопки для открытия таблиц параметров, списков данных и скриптов. Скрипты можно открыть двумя способами: кликнуть на кнопку с названием скрипта – открыть в этом же окне, кликнуть на кнопку правее с пиктограммой окна – скрипт откроется в отдельном окне. Это может быть полезно, чтобы одновременно видеть разные скрипты (рис. 3).


Рис. 3. Одновременно открытые разные скрипты

Наверху в окне любого скрипта есть очень нужная кнопка Проверить: при ее нажатии редактор подскажет, нет ли в скрипте ошибок. Сообщение будет содержать причину ошибки и номер строки, в которой найдена ошибка.

В разделе «Детали» можно выбрать подтип объекта: специальное полотно двери, дверная ручка, рама навесной стены и так далее.

Так, специальные объекты (ручка, полотно, рама) появятся в соответствующем окне выбора этих элементов. При выборе какого-либо 2D-типа в объекте будут отсутствовать окна для трехмерной геометрии. Там же выбираются типы для разных маркеров – узла, разрезов, выносной надписи, зоны; они также появятся в соответствующих инструментах.

В этом разделе можно заполнить описание объекта и выбрать пароль.

Далее – «Параметры», где в виде таблицы представлены все данные, которые используются в этом объекте и которые можно изменять во время работы над проектом.

Тут нужно добавить параметры для поворотов, которые мы позже будем использовать.


Рис. 4. Добавление параметров

Нажимаем кнопку Новый, расположенную выше таблицы (рис. 4). Появится новая строка, в которой нужно заполнить столбцы.

Первый из этих столбцов – Переменная. Здесь мы латиницей и без пробелов пишем название переменной, которое будет использоваться в скриптах. Именовать нужно так, чтобы было несложно запомнить и при этом легко понять, за что эта переменная отвечает. В нашем случае нужно создать две переменные для значения углов поворотов по осям X и Y (вокруг оси Z объект и так можно поворачивать прямо в плане). Я решила назвать их angle_x и angle_y.

В следующем столбце нужно выбрать тип данных. Варианты выбора представлены в таблице 1.

Таблица 1. Типы данных


Длина
(в единицах модели)

Наклон
(угол в градусах)

Действительное число
(для размеров
в мм листа или
для коэффициентов)

Целое число
(для количественных значений)

Логическое
значение
(истина/ложь
или, по-простому,
галочка)

Покрытие

Тип линии

Образец штриховки

Перо

Разделитель

Последние два типа не используются в построении объекта, а нужны для большей наглядности и упорядоченности списка в окне параметров объекта. Нам нужен угол – в таблице это вторая пиктограмма.

Третий столбец – Имя. Тут можно без правил на любом языке написать, что именно мы хотим потом увидеть в окне параметров объекта.

И последний столбец – Значение. Сейчас тут можно оставить 0: это значение меняется в любой момент как в скрипте, так и в параметрах самого объекта. Как выглядят два новых параметра в окне Редактора объектов GDL, показано на рис. 5. С помощью стрелок в начале строки можно переместить строку в удобное место.


Рис. 5. Добавленные параметры

Затем нужно сохранить объект под новым именем, так как стандартная библиотека зашита в контейнер, и в нем нельзя перезаписывать объекты. Окно Параметров объекта будет теперь выглядеть вот так (рис. 6).


Рис. 6. Новые параметры в окне Параметров объекта

Появились два новых параметра, значение которых можно менять в любой момент. Но сейчас ничего не произойдет, так как еще не написано никаких команд с их использованием.

Теперь нужно открыть окно 3D-скрипта.

Здесь идет полное описание построения трехмерной модели на основе заданных параметров. Кроме того, в объект могут быть вложены разные макросы.

Перед всеми построениями нужно повернуть систему координат, в которой будет строиться объект. Тут важно понять вот какую логику: все повороты, перемещения и масштабирование происходят не так, как при работе в самом ARCHICAD. Мы не берем элемент и не поворачиваем его, а поворачиваем глобальную систему координат (после изменения она становится локальной) перед построением объекта.

Перемещение (команда ADD), поворот (ROT), масштабирование (MUL) – это команды преобразования системы координат. Дальше преобразования можно удалять в скрипте по одному, сразу по несколько либо удалить сразу все. В справочнике все это описано достаточно подробно и с примерами.

Пример перемещения системы координат в 3D-пространстве сразу по трем осям показан на рис. 7.

ADD a, b, c


Рис. 7. Схема перемещения системы координат

Итак, перед всеми построениями поворачиваем систему координат сначала по одной, потом по другой оси. Поворот по оси Х выполняет команда ROTX alphax, где alphax – угол поворота против часовой стрелки; вместо alphax нужно вписать заранее созданную переменную. По оси Y поворот выполняется аналогично (рис. 8).


Рис. 8. Изменение 3D-скрипта

Теперь можно задавать разные углы для поворота – и в окне просмотра, расположенном вверху слева, будут происходить изменения 3D-модели (рис. 9).


Рис. 9. При изменении углов меняется изображение в окне просмотра

Теперь можно задавать разные углы для поворота – и в окне просмотра, расположенном вверху слева, будут происходить изменения 3D-модели (рис. 9).

Но в 2D-виде пока ничего не происходит. В 2D-скрипте объект строится отдельными линиями и полилиниями, так отрисовка объекта в плане происходит во много раз быстрее. На одном объекте это незаметно, но если в проекте окажутся сотни таких решеток, торможение будет существенным. Можно высчитать координаты точек этих линий и простроить их так, как они выглядели бы в проекции повернутого объекта, но это не очень просто и не очень быстро. В этой решетке я предлагаю следующее решение: если углы по X или по Y не равны нулю, то объект в 2D-скрипте, то есть для плана, будет отрисовываться как проекция трехмерной модели, а иначе по-старому.

Проекцию модели для 2D-скрипта строит команда PROJECT2 projection_code, angle, method. Что означают projection_code, angle, method – можно прочитать в справочнике, мы же познакомимся с более важной командой из раздела операторов управления IF – THEN – ELSE – ENDIF. Это операторы условий, которые помогут выстроить предложение условия из предыдущего абзаца.

На рис. 10 я выделила добавленные команды в 2D-скрипте и правее красным цветом дописала «перевод».


Рис. 10. Изменение 2D-скрипта

Теперь требуется только сохранить объект и можно им пользоваться (рис. 11). Преимущество такого метода перед преобразованием в морф заключается в том, что объект остается параметрическим, его можно считать в спецификациях, в нем можно менять размеры планок, размеры рамки и всё остальное, что было в оригинальном объекте.


Рис. 11. Повернутые в пространстве новые объекты

Так подробно на этом примере мы рассмотрели основные окна и скрипты Редактора объектов GDL.

Если выбранный вами для поворота объект имеет параметры не в виде списка, как в этой решетке, а в виде картинок и схем, это означает, что разработчик написал также графический интерфейс. Чаще всего при этом стандартный список с параметрами скрывают, как на рис. 12: в выпадающем списке страниц параметров нет раздела «Все параметры».


Рис. 12. В этом объекте отсутствует список всех параметров в стандартном виде

В этом случае нужно зайти в скрипт параметров и найти команду, которая прячет все параметры (рис. 13).

В этом скрипте описываются все действия, которые влияют на параметры:

  • обозначение вариантов или диапазонов возможных значений (VALUES);
  • какие-либо расчеты, результат которых присваивается параметру (PARAMETERS);
  • скрытие или блокировка параметров (HIDEPARAMETER, LOCK).


Рис. 13. Строка в скрипте параметров, которая прячет все параметры

Строку HIDEPARAMETERS ALL можно просто удалить либо, поставив в начале строки «!», сделать ее нечитаемой (по синтаксису GDL строка, начинающаяся с восклицательного знака, считается комментарием. Далее описания и переводы на скриншотах я буду писать именно после знака «!»). После этого в списке страниц параметров появится строка «Все параметры», и, выбрав ее, вы увидите стандартного вида список с параметрами, среди которых будут и новые строки для поворота.

ПРИМЕР №2 – текст на символе

Следующий пример я беру из текущего проекта. При работе с планом многоквартирного жилого здания требовалось на наружных блоках кондиционеров поставить букву «К» – причем так, чтобы она всегда располагалась вертикально. Конечно, букву можно было бы просто дописать сверху текстом или поставить выносную надпись-текст, но тогда при повороте кондиционера, возможно, пришлось бы двигать и текст.

Для начала я добавила четыре новых параметра (рис. 14):


Рис. 14. Добавление новых параметров в объекте Кондиционер Воздуха

  1. Показывать текст: тип параметра – логическое значение, что подразумевает два возможных значения: 0 (нет) и 1 (да). Таким образом, текст можно будет включить или отключить.
  2. Специальный текст: тип параметра – текстовый. Позволит вписывать любой текст в символ (я намерена использовать одну букву, чтобы она помещалась внутри прямоугольника блока кондиционера).
  3. Шрифт: тип – текстовый. Обратите внимание – некоторые виды написания этой переменной позволяют выбирать в столбце значения шрифта из списка установленных на компьютере. «Fonttype» вызывает это список автоматически, если же я напишу «typefont» или просто «font», то придется писать название шрифта вручную. Этот момент я заметила случайно в каком-то из стандартных объектов.
  4. Перо текста: тип – перо. Ну, тут всё понятно.

Теперь посмотрим на пиктограммы, которые я нажала в начале строк.

У первой строки нажата пиктограмма , что означает bold – жирный. То есть эта строка в окне параметров объекта будет жирной.

У трех других – пиктограмма . Она означает, что эти строки будут вложены выпадающим списком под первую строку.

На рис. 15 – скриншот, иллюстрирующий, как это выглядит в Параметрах Объекта.

Для начала я добавила четыре новых параметра (рис. 14):


Рис. 15. Окно Параметров Объекта

А на рис. 16 – то, что я дописала в 2D-скрипте (по традиции с переводом и комментариями).


Рис. 16. Дописанные строки в 2D-скрипте

На следующем скриншоте (рис. 17) я для большей ясности подкрасила разные типы слов/команд/переменных.


Рис. 17. Дописанные строки в 2D-скрипте с пояснениями

Объект готов (рис. 18).


Рис. 18. Новые объекты на плане под разными углами

А если бы я не писала строки с поворотом и масштабированием, то объект выглядел бы так, как на рис. 19.


Рис. 19. Новые объекты на плане под разными углами без строк поворота и масштабирования

ПРИМЕР №3 – детализация

Для упрощения работ над проектом можно при написании объекта добавить текстовый параметр с выбором из нескольких вариантов детализации (простой, средний, детальный). И в 3D-скрипте при построении разных мелких деталей дописать условие типа:

если уровень детализации = “детально”, то
(описание построения деталей)
конец условия

Отдельного внимания заслуживают Глобальные Переменные. В справочном руководстве они занимают 40 страниц и для удобства поиска сгруппированы по темам. В предыдущем примере я использовала некоторые данные об ориентации объекта в проекте. Тот же раздел справочного руководства содержит Глобальные Переменные для координат расположения объекта – с их помощью создаются объекты типа выноски с координатами или отметки высоты на разрезе/фасаде.

Очень часто используется GLOB_SCALE – масштаб чертежа (зависит от вида согласно текущему окну), при масштабе 1:100 он равен 100, при масштабе 1:20 равен 20. Применяется чаще всего для перевода размера шрифта в метры модели или наоборот. Также на этот параметр можно «повесить» варианты отображения на плане. Например, для скамейки написать в 2D-скрипте следующее:

IF GLOB_SCALE < 100 THEN
PROJECT2 3, 270, 2
ELSE
RECT2 0, 0, A, B
ENDIF
! если масштаб крупнее, чем 1:100, то
! строить проекцию из 3D-модели
! иначе
! строить прямоугольник размерами AxB
! конец условия

Так на генплане в масштабе 1:500 скамьи отобразятся прямоугольниками, а на фрагменте с более крупным масштабом будет отрисовываться детальная проекция.
Подобный прием, но уже для трехмерной модели, используется в стандартных деревьях – если включить галочку Автоматический тип кроны. На определенном расстоянии от камеры тип кроны меняется с детального на простой, а с простого на эллипс. Правда, для того чтобы скрипты объекта перечитались, нужно что-то с ними сделать – например, после смены ракурса, выделив все деревья, открыть окно параметров объекта и, ничего не меняя, просто нажать ОК, или нажать и отжать галочку замены покрытий.
Покажу на примере аппроксимации сферы. Вот что я написала в 3D-скрипте:

В скрипте я использовала Глобальные Переменные GLOB_EYEPOS_X, GLOB_EYEPOS_Y, GLOB_EYEPOS_Z – это координаты расположения камеры (глаз) в 3D-окне проекта и SYMB_POS_X, SYMB_POS_Y, SYMB_POS_Z – это координаты расположения объекта в пространстве;
abs – модуль числа (убирает «-», если он есть);
sqr – квадратный корень;
^2 – возведение числа в квадрат.
В 3D-окне на разном расстоянии от камеры сфера будет строиться с разной аппроксимацией. Для наглядности я включила каркасный режим (рис. 20).


Рис. 20. Объект с разной аппроксимацией в зависимости от расстояния в 3D-окне

Через Глобальные Переменные объект может получить:

  • данные о расположении проекта (север, широта, долгота, возвышение), установленные в соответствующем диалоговом окне;
  • текущий этаж и собственный этаж;
  • тип текущего вида (например, в перемычках ГОСТ используется такое условие: если тип вида – ведомость, то строить вид перемычки в сечении с выносками позиций); в примере с решеткой можно дописать такое условие: если тип вида – ведомость, то не поворачивать систему координат, чтобы в любом случае в ведомости решеток был бы фронтальный вид;
  • неполный показ конструкций (можно заставить объект не показывать какие-то части, если выбран показ только ядра).

В объект окна или двери можно вытащить данные о стене. Выносные надписи могут получить очень много различной информации об элементе, с которым они связаны, – например, флажок со слоями многослойной конструкции или выноску с объемом элемента. И так далее 40 страниц разных и очень полезных Глобальных Переменных.

ПРИМЕР №4 – маркер зоны

Рассмотрим, как создается собственный маркер зоны. Если создать новый объект и в разделе Детали выбрать ему подтип Паспорт Зоны, то в разделе Параметры отображаются синим цветом все специфические параметры, которые инструмент Зона передает маркеру (рис. 21).


Рис. 21. Параметры объекта подтипа Паспорт Зоны

При помощи команды TEXT2 можно написать любую из этих переменных в 2D-скрипте – так получится маркер, состоящий только из текста (рис. 22).


Рис. 22. 2D-скрипт с использованием переменных зоны

Используя общие параметры маркера зоны, можно определить текстовый стиль и высоту строки, зависящую от высоты шрифта:

DEFINE STYLE "ROOM" AC_TextFont_1,ROOM_LSIZE,5,0
STYLE "ROOM"
row = ROOM_LSIZE/1000*GLOB_SCALE*1.5
! определение текстового стиля
! назначение текстового стиля
text2 0, row, text2 0, 0,
text2 0, -row,
ROOM_NUMBER
ROOM_NAME
ROOM_AREA

Можно создать новый параметр для выбора типа маркера (рис. 23), задать ему варианты в скрипте Параметров (рис. 24) и в 2D-скрипте прописать разные виды отрисовки маркера для разных типов.


Рис. 23. Добавление параметра для типа маркера


Рис. 24. Скрипт Параметров – варианты значений параметра «mt»

В этом скрипте в качестве площади я не использовала заранее определенную переменную площади зоны, а преобразовала площадь в текст и добавила к ней единицы измерения:

area = str (ROOM_AREA, 4, 2)
AREA_TEXT = area + " кв.м."
! преобразования числа в текст с 2 знаками после запятой
! добавление к строковому значению букв “кв.м.”

Можно дополнить строки в маркере линиями, разделяющими некоторые строки. Чтобы найти длину строки, нужно использовать команду STW. Допишем в начале скрипта:

tl1=stw(ROOM_NUMBER) /1000*GLOB_SCALE
tl2=stw(ROOM_NAME) /1000*GLOB_SCALE
tl3=stw(AREA_TEXT) /1000*GLOB_SCALE

if mt="номер и площадь"
if mt="номер, название и площадь"
if mt="название и площадь"
if mt="только площадь"
then tl= MAX (tl1, tl3)
then tl= MAX (tl1, tl2)
then tl= MAX (tl2, tl3)
then tl= tl3

И в вариантах маркеров допишем линии командой LINE2 (рис. 25).


Рис. 25. 2D-скрипт

Если номер зоны состоит из нескольких цифр, для маркера можно создать параметр радиуса окружности, независимый от высоты шрифта, или же вместо окружности описать фигуру наподобие эллипса, длиной равной длине строки номера зоны, которую мы нашли ранее:

POLY2_ 5, 1+2+4,
-tl1 /2, row, 1,
tl1 /2, row, 1,
tl1 /2, -row, 1001,
-tl1 /2, -row, 1, -tl1 /2, row, 1001

Можно добавить новый параметр для типа пола (FLOOR_TYPE) и параметр, позволяющий скрывать или показывать его (ShowFloorType), а в 2D-скрипте дописать треугольник полилинией и текст с типом пола:

if ShowFloorType then
ADD2 0, row*3
POLY2_ 4, 1,
-row*1.4, -row*0.8, 1,
row*2.8, 60, 201,
row*1.4, -row*0.8, 1,
0, 0, 700
text2 0,0, FLOOR_TYPE
endif

Для типа пола желательно добавить отдельный параметр для пера, а также точки для графического редактирования расположения маркера пола. О том, как добавлять точки графического редактирования, я подробно рассказывала в своем вебинаре, а по ссылке в конце статьи можно скачать объекты и посмотреть, как это реализовано в данном конкретном случае.
И напоследок рассмотрим еще один очень важный подтип объекта, который открывает большие возможности, – Глобальные Параметры Библиотеки (рис. 26).


Рис. 26. Выбор подтипа объекта «Глобальные Параметры Библиотеки»

Объект с этим подтипом ничего не строит и не чертит, он определяет параметры в модельных видах. Таким образом, туда можно вынести те параметры, которые хотелось бы видеть общими у объекта, но при этом иметь возможность выставить разное значение для разных видов.
Покажу это на примере маркера зоны. Мне попадались проекты, в которых было несколько комплектов зон в разных слоях для разных видов. Если есть потребность в разных маркерах, то Глобальные Параметры Библиотеки – лучшее решение.
У меня есть маркер, в котором есть возможность ставить тип пола в треугольнике и менять тип маркировки (рис. 27). И эти два параметра вынесены в отдельный файл подтипа Глобальные Параметры Библиотеки (рис. 28).


Рис. 27. Зона со специальным маркером в окне плана


Рис. 28. Параметры объекта подтипа «Глобальные Параметры Библиотеки»

Чтобы эти параметры отобразились в диалоговом окне Параметры Модельного Вида, нужно прописать их в скрипте Интерфейса объекта (рис. 29). Не буду подробно задерживаться на специальных командах для этого скрипта, они достаточно подробно и с примерами описаны в справочнике. Скажу только, что тут мы описываем, в каком месте поля графического интерфейса будет располагаться та или иная надпись или кнопка (поле с выбором вариантов, галочка и т.д.), в Пользовательский Интерфейс можно вставлять и изображения. В стандартной библиотеке почти каждый объект имеет графический интерфейс; вы можете увидеть все возможности и посмотреть, как написаны эти скрипты. Кроме кнопки Проверить скрипт имеет еще и кнопку Просмотр. Нажав на нее, можно быстро увидеть, что получается.


Рис. 29. Скрипт интерфейса объекта подтипа «Глобальные Параметры Библиотеки»

Можно сохранить объект и посмотреть его в диалоговом окне Параметры Модельного Вида (рис. 30). Здесь мы сможем менять тип маркировки сразу для всех зон в проекте (с этим маркером), но отдельно для разных видов.


Рис. 30. Новая вкладка Глобальных Параметров в диалоговом окне Параметры Модельного Вида

Теперь в объекте маркера зоны нужно запросить у объекта значения этих двух параметров.
В Основном Скрипте (который читается объектом первым, поэтому все расчеты и определения значений, которые должны применяться в нескольких скриптах, лучше писать тут) пишу две вот такие строки:

success1 = LIBRARYGLOBAL ("LibraryGlobals20", "ShowFloorType", ShowFloorType)
success2 = LIBRARYGLOBAL ("LibraryGlobals20", "mt", mt)

«success» будет равен 1, если запрос выполнен успешно; в противном случае будет 0.
Это можно использовать для того, чтобы вместо маркера зоны написать предупреждающее сообщение о том, что в библиотеку не подгружен объект LibraryGlobals20.
Дальше объект работает как обычно, используя два новых значения: если тип маркировки такой-то, то писать то-то и то-то и т.д.

В этой статье я осветила лишь малую часть возможностей GDL. С его помощью можно создавать как совсем простые элементы для оформления, так и очень сложные объекты.
Например, вы занимаетесь небольшими и простыми домами из СИП-панелей. У вас есть определенный список вариантов изменений проекта:

  • длина и ширина дома может быть от 2,4 до 24 метров с шагом 1,2 м;
  • если ширина превышает 6 м, то посередине должна стоять еще одна стена;
  • два варианта высоты этажа в зависимости от типоразмера панели;
  • этажность – один или два этажа;
  • окна могут быть в определенных местах панелей, определенного размера;
  • отделка фасадов в трех вариантах;
  • кровельное покрытие в трех вариантах;
  • толщина стен нескольких типоразмеров
  • и так далее.

Вы можете задать все эти параметры для объекта, дописав еще стоимость за квадратный метр панели, кровли, отделки и т.д. А в 2D- и 3D-скриптах объекта полностью выстроить и вычертить этот дом с переменными вместо статичных размеров. Чтобы пользователь не запутался в длинном списке параметров, можно написать графический интерфейс на несколько страниц с картинками и схемами. В Основном Скрипте посчитать все объемы и вывести стоимость. Еще можно в 2D-скрипте рядом с планом вывести таблицу с раскроем панелей. Написание такого объекта потребует немало времени, нужно будет составить детальное ТЗ, предусмотреть все нюансы, но зато вы получите не просто объект, а почти программу, в которой выбором параметров можно будет получить комплект эскизного проекта с расчетом материалов и стоимости для заказчика.

Надеюсь, этим обзором я кого-то заинтересовала возможностями GDL. Моя история началась с острого желания изменить какую-то мелочь в каком-то стандартном маркере зоны, и чем больше я вчитываюсь в справочник, тем больше раскрывается потенциал этого инструмента, на мой взгляд, очень полезного для архитектора.

По ссылке ниже можно скачать все объекты, которые рассматривались в качестве примеров в этой статье:

Примечание. Для написания этих объектов использовался ARCHICAD 20, поэтому в более ранних версиях они не откроются.

О GRAPHISOFT

Компания GRAPHISOFT® в 1984 году совершила BIM революцию, разработав ARCHICAD® — первое в индустрии САПР BIM-решение для архитекторов. GRAPHISOFT продолжает лидировать на рынке архитектурного программного обеспечения, создавая такие инновационные продукты, как BIMcloud™ — первое в мире решение, направленное на организацию совместного BIM-проектирования в режиме реального времени, EcoDesigner™ — первое в мире полностью интегрированное приложение, предназначенное для энергетического моделирования и оценки энергоэффективности зданий и BIMx® — лидирующее мобильное приложение для демонстрации и презентации BIM-моделей. С 2007 года компания GRAPHISOFT входит в состав концерна Nemetschek Group.

Корпорация "Центр"

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *