Как сделать красивую визуализацию в archicad

REDMOND

Визуализация в ArchiCAD, настройка материалов и освещения комнат

Приветствую Вас уважаемые посетители и студенты школы дизайна интерьера studyas.com! Сегодня мы продолжим урок о 3d моделировании и визуализации в ArchiCAD. И перейдём к изучению второй его части, а именно визуализации в ArchiCAD 15.

На прошлом уроке мы научились моделировать в archicad обстановку комнаты и узнали как назначаются (изменяются) материалы предметам, и теперь, соответственно дошёл черёд и до визуализации. Но для начала давайте, как обычно, разберёмся, для чего вообще нужна визуализация (рендер).

Когда вы в предыдущих уроках моделировали комнату, то в результате получили её 3d модель. Как вы могли убедиться, в 3d окне archicad модели выглядят очень примитивно – не реалистично. Так вот, чтобы сделать модель фотореалистичной ей нужно назначить текстуры (если они не назначены) и цвет, а также расставить и настроить необходимое освещение. Затем компьютер должен просчитать все заданные свойства предметов из реального мира (освещение, отражение, тени и т.д.) и преобразовать трёхмерную модель комнаты в итоговую картинку. Этот процесс преобразования объекта из 3d модели в готовое изображение и называется визуализацией.

Поскольку это достаточно трудоёмкое занятие и для вас и для компьютера, то визуализация обычно занимает некоторое время (зависит от сложности модели).

Но перед тем как что-то визуализировать, необходимо, как уже говорилось, прежде настроить освещение комнаты и назначить всем предметам обстановки необходимые материалы. Поскольку в архикаде материалы уже изначально назначены для всех основных объектов (стены, полы, окна, двери, мебель и т.д. в отличие от 3dsmax), то необходимость их назначения в archicad отпадает, а вот освещение необходимо настраивать самостоятельно (также как и в 3dsmax) для того, чтобы добиться необходимого результата.

Вообще освещение в 3d графике очень тесно связано с визуализацией и текстурированием, и основано на принципах подобия освещения в реальном мире, т.е. нам необходимо сымитировать объекты освещения из реального мира, а именно освещение комнаты естественным солнечным светом.

То, что для нас естественно (солнечный свет), то для трёхмерной графики достаточно трудоёмкое и ресурсоёмкое занятие, поэтому, чтобы подобрать естественный свет и визуализировать необходимую картинку нужно потратить немало времени и ресурсов компьютера.

Но ведь вас не испугать такими мелочами? Если так, то давайте перейдём к инструментам освещения в ArchiCAD. Запускайте архикад и открывайте план комнаты, который мы с вами подготовили в предыдущем уроке по планировке комнаты.

Инструменты для освещения комнат в archicad располагаются на панели инструментов в виде значка изображающего лампочку . Заходите в данный инструмент, дважды щёлкая по этой кнопке. Перед вами откроется окно со списком доступных инструментов освещения и их свойствами.

Так как мы с вами визуализируем комнату в archicad, то выбирайте инструмент WindowLight (Свет из окна) и размещайте его на плане вашей комнаты. Вы должны поместить этот источник света внутри комнаты, на самом краю внутренней стороны окна (оконного стекла).

Таким образом, мы полностью сымитируем дневной свет, поступающий из окна. Чтобы добиться нужного уровня освещения комнаты часто приходится регулировать (подбирать опытным путём) уровень освещения источника света. Находится этот уровень в настройках свойств объекта.

Пока вы не провели пробной визуализации, изменять настройки источника освещения не следует.

После размещения источника освещения в комнате, переходим, наконец-то, к визуализации в archicad. Настройки визуализации находятся в соответствующем меню, которое вызывается следующими командами:

После этих действий перед вами откроется окно настройки визуализации, в котором вы сможете настроить все необходимые параметры визуализации (рендера).

Первое с чего стоит начать это выбрать тип механизма визуализации. В архикаде можно визуализировать итоговые картинки в четырёх режимах. Выбираются эти режимы в диалоговом окне настройки свойств механизма визуализации, и выглядит это следующим образом.

Три из четырёх механизмов визуализации в archicad предназначаются в основном для различной нереалистичной визуализации:

Z-buffer Rendering Engine;

Internal Rendering Engine.

Фотореалистичная визуализация в archicad (которая, по сути, нам и нужна) основана на механизме Light Works Rendering Engine. Вот так выглядит окно с настройками, после его выбора. Именно здесь (в этом окне) вы сможете задавать необходимый размер итогового изображения и выбирать качество картинки (помните, чем выше качество итогового изображения и больше его размеры, тем дольше будет идти процесс визуализации).

Также в этом окне нам важен раздел Light sourced (источники света), изменяя параметры которого вы сможете регулировать общий уровень освещения в комнате.

Визуализация в archicad может производиться из 3d окна или из инструмента камера. Мы же с вами будем визуализировать из 3d окна. Для этого нажмите на клавиатуре клавишу F3. Перед вами появиться 3д модель комнаты с размещённым чуть ранее источником освещения в окне.

Если сейчас запустить процесс визуализации интерьера, то мы получим довольно тёмную картинку интерьера. Для запуска процесса визуализации интерьера вашей комнаты в archicad, необходимо вызвать соответствующую команду из выпадающего меню.

Чтобы добиться необходимого уровня освещения, необходимо регулировать уровень освещённости источника света в вашей комнате, а также изменять параметры (Light sourced) настройки визуализатора (как это делать, обсуждалось чуть выше). После некоторых экспериментов с настройками вот такой интерьер получился у меня при помощи archicad.

Затем я слегка отредактировал материалы и добавил немного отражения на полу и мебели для большей реалистичности изображения. Доступ к редактированию материалов лежит через выпадающее меню:

Выбирайте нужный материал из списка. Убедитесь, что у вас стоит режим просчёта визуализации LightWorks. Нажмите кнопку Reflectance (Отражение) и измените настройки, как показано на картинке ниже.

В результате этих действий на полу и мебели в комнате должны появиться отражения. Если вы захотите уменьшить или увеличить величину отражения, то самостоятельно изменяйте настройки отражений и запускайте визуализацию по-новому. А у меня получилась такая финальная картинка интерьера нашей комнаты.

Чтобы сохранить итоговое изображение себе на компьютер, после окончания процесса визуализации картинки выбирайте команду файл – сохранить как, и в появившемся диалоговом окне задайте необходимое имя и расширение (jpeg) для сохраняемого файла.

И хотя я лично не использую archicad для финальной визуализации интерьера (я использую программу 3dsMax+Vray), но сегодня наглядно продемонстрировал вам, что это вполне можно делать и в архикаде.

А на этом вторая часть урока о 3d моделировании и визуализации в ArchiCAD, посвящённая визуализации закончена. На следующих уроках мы начнём знакомство с ещё одной важной программой для дизайна интерьера – 3dsMax и узнаем, как при её помощи можно добиваться ещё более впечатляющих результатов при визуализации интерьера.

Расширение функций ARCHICAD: обновленная визуализация

Весь материал, представленный в данной статье, приведен экспертом. Главная цель – ознакомить пользователей с функциональными возможностями программы ARCHICAD и упростить тем самым работу проектировщиков.

Архитектор, к которому мы обратились, поделилась собственными впечатлениями о работе с программой для проектирования архитектуры ARCHICAD. Она открыла секреты использования малоизвестных функций и необычных подходов.

Раскрыть потенциал уникальной для проектировщиков и архитекторов программы можно только в том случае, если глубоко изучить продукт. Эта статья поможет улучшить скорость и качество работы в программе для проектирования архитектуры ARCHICAD.

Своими знаниями и опытом поделилась практикующий архитектор Светлана Кравченко.

Программа для проектирования архитектуры ARCHICAD от GRAPHISOFT уже давно отметила свое 30-летие. За период существования данный продукт пришелся по душе архитекторам из разных стран. В условиях постоянной конкуренции (в настоящее время на рынке представлено множество специализированных программных пакетов) программа для проектирования архитектуры ARCHICAD остается востребованной благодаря постоянному развитию и совершенствованию. Светлана начала использовать в своей работе программу для проектирования архитектуры ARCHICAD в 2003 г., когда вышла 8 версия. Изучив ее, архитектор стала активно пропагандировать, чтобы проектирование полностью осуществлялось в BIM-среде.

Cinerender – механизм визуализации, которым оснащаются версии программы для проектирования архитектуры ARCHICAD, начиная с восемнадцатой. Эта разработка знаменательна тем, что с ее помощью проект от начала и до конца можно выполнять в одной программе. Разработчики не ставили себе цель создать на 100% фотореалистичную визуализацию, однако, большинство пользователей не может даже представить весь потенциал данного механизма. Примеров этому – уйма. Работы архитекторов из разных стран найти не составит труда на просторах всемирной сети. На рисунке 1 приведены изображения, выполненные нашим экспертом. Здесь нельзя не согласиться, что подобное качество удовлетворит потребности большинства заказчиков.

Теперь можно более детально разобрать функционал программы для проектирования архитектуры ARCHICAD. Чтобы ознакомиться с возможностями Cinerender, необходимо выйти за рамки преднастроенных сцен и активировать режим отображения подробных настроек. Только так удастся получить доступ ко всем опциям данного механизма.

Белая Модель считается одной из наиболее популярных опций в программе для проектирования архитектуры ARCHICAD, поскольку с ее помощью изображение точно передает пропорции и объем проекта. Пример этого эффекта приведен на рисунке 2.

Корректировка Цвета – опция, регулирующая контрастность и насыщенность изображения в программе для проектирования архитектуры ARCHICAD. В Cinerender можно создавать различные эффекты, главное, выбрать нужную функцию, например, получить виньетку поможет Оттенение, а атмосферную дымку – Протяженность Тумана. Во вкладке Линзы и Фильтры программы для проектирования архитектуры ARCHICAD пользователь найдет интересную опцию – Фильтр Четкости. Кстати, его возможности продемонстрированы на рисунке 3.

Как известно, блики могут появляться и от искусственных источников света (активируются опцией Блики на Линзах), и от солнца (функция доступна в разделе Окружающая Среда – Солнце). На рисунке 4, который создан в программе для проектирования архитектуры ARCHICAD, показан второй вариант.

С вышеперечисленными задачами спокойно справиться любой графический редактор. При этом отличительная особенность программы для проектирования архитектуры ARCHICAD – оперативность создания изображений нужного качества, ведь в этой программе можно один раз настроить сцену и в дальнейшем не потребуется постобработка.

В разделе Эффекты доступна опция отображения каустиков. Добиться результата, представленного на рисунке 5, можно при активированной функции генерации и восприятии каустиков, которая предусмотрена в программе для проектирования архитектуры ARCHICAD.

Глубина резкости – настройка программы для проектирования архитектуры ARCHICAD, при помощи которой объекты, находящиеся в поле зрения камеры, остаются в фокусе, а все, что расположено спереди или сзади, размывается, как показано на рисунке 6.

Если предполагается обыкновенная визуализация, то глубина резкости устанавливается в разделе Эффекты программы для проектирования архитектуры ARCHICAD. Здесь можно контролировать расстояние в фокусе камеры, причем, в две стороны от главного объекта. Более детально эта опция описывается в справке.

В случае необходимости физической визуализации настройка параметра осуществляется в разделе Физическая камера программы для проектирования архитектуры ARCHICAD. При этом глубина резкости напрямую зависит от числа диафрагмы: с его увеличением размытие усиливается. Все это сопровождается повышением яркости, которая компенсируется небольшими значениями выдержки и ISO. В целом физическая визуализация в программе для проектирования архитектуры ARCHICAD является отображением функционала фотоаппарата.

В этой вкладке также задается хроматическая аберрация и корректируется баланс белого. Форма диафрагмы оказывает влияние на конфигурацию размытия. Следовательно, боке может быть выполнен в виде и треугольника, и восьмиугольника.

Потрясающего эффекта в программе для проектирования архитектуры ARCHICAD можно достичь, если использовать надстройки погоды при активированной опции Физическое небо, включающей атмосферные явления и небесные тела, облака и туман. Кстати, туман воспринимает свет и тени в меру своей глубины (пример приведен на рисунке 7).

Практически все сцены раздела Основные Параметры в программе для проектирования архитектуры ARCHICAD предполагают наличие Видимого Света (рисунок 8). Однако эту функцию нужно активировать в настройках источников света, иначе она не будет считываться. Нужно учитывать тот факт, что данную опцию программы для проектирования архитектуры ARCHICAD можно использовать не в каждом источнике.

Теперь рассмотрим настройки параметров покрытий программы для проектирования архитектуры ARCHICAD. Зачастую стандартных покрытий вполне достаточно, но иногда может возникнуть необходимость в дополнительных. Последние извлекаются из папки библиотеки. В механизме визуализации программы ARCHICAD основное внимание уделяется процедурным текстурам. Для различных строительных материалов использовать эти текстуры удобнее всего. По сравнению с растровыми структурами процедурные не имеют свойства повторяться, что особенно важно при оформлении больших площадей и в визуализации экстерьера (на рисунке 1 слева вверху изображена штукатурка серого цвета, а внизу – кирпичная кладка). Для создания поверхности загрязнениями и потеками в программе для проектирования архитектуры ARCHICAD используются всевозможные инструменты – шумы, градиенты, выветривания.

Небольшого количества каналов параметров покрытий в программе для проектирования архитектуры ARCHICAD хватит для того, чтобы создать материалы, отличающиеся визуально, в чем можно убедиться лично, просмотрев рисунок 9, который представлен ниже. В программе ARCHICAD в канале Цвета выставлен шум или растровая текстура, а почти в каждом образце на цвет накладывается Френель (режим Экран), при помощи которого визуальное восприятие поверхности изменяется в зависимости от ракурса. Если смотреть на поверхность под острым углом, ткани будут казаться более светлыми. Это обусловлено тем, что ворсинки материала обладают свойством рассеивать свет. Более того, во всех представленных вариантах используется канал Рельефа, то есть каждому виду ткани соответствует определенная текстура.

Программа для проектирования архитектуры ARCHICAD двадцатой версии отличается модернизированным каналом Отражение. Здесь появилась возможность создавать пару отдельных слоев отражения, контролировать интенсивность размытия при помощи карты (она может быть и процедурной, и растровой, и комбинированной), дополнять слои отражения рельефом, который не оказывает влияния на другие свойства.

Другими словами, в этой версии программы для проектирования архитектуры ARCHICAD появилась функция, позволяющая создавать покрытия со сложным отражением. В качестве примера можно привести:

  • пластик, на котором имеется множество следов от пальцев, где в процессе создания 1-го слоя в программе для проектирования архитектуры ARCHICAD использовалось минимальное размытие и маска карты с отпечатками пальцев, а при формировании 2-го – интенсивное размытие и инвертированная маска с отпечатками;
  • автокраска, где 1-ый слой отражения представлен сильным размытием и незначительным рельефом, а 2-ой – четким отражением, имитирующим лаковое покрытие (рисунок 10).

О канале Смещение, предусмотренном в программе для проектирования архитектуры ARCHICAD, также нужно упомянуть, так как с его помощью выполняется действительная деформация геометрии. Для это используются карты высоты, которые могут быть черно-белыми либо красно-зелеными. К примеру, выбрав режим Яркость программы для проектирования архитектуры ARCHICAD черные зоны карты не меняют своего расположения в отличие от белых, которые поднимаются на предельно допустимую высоту. Конечно, если рассматривать данный эффект с близкого расстояния, становятся заметными изломы, однако, этот метод позволяет исключить моделирование сотен тысяч полигонов (рисунок 11).

Бесшовные структуры с картами смещения в большом количестве представлены в интернете (находятся они в свободном доступе на специализированных ресурсах). Ими может воспользоваться каждый пользователь программы для проектирования архитектуры ARCHICAD. На рисунке 12 изображена галька. Данная картинка состоит как раз из доступных образцов текстур.

На рисунке 13 показан хороший пример – карта мира, края которой выкрашены в графическом редакторе для того, чтобы выполнить плавный набор толщины. Он, кстати, был выполнен в рассматриваемой программе для проектирования архитекторов ARCHICAD. Для отображения мелких неровностей здесь использован канал Рельефа.

Благодаря всевозможным шумам, предусмотренным в канале Смещение, можно получить очень интересные эффекты. На рисунке 14, который создан в программе для проектирования архитектуры ARCHICAD, изображены горы, выполненные посредством шума Luka. Рельеф скалистой поверхности интересно дополняет опция Атмосфера, которая находится в разделе Окружающая Среда.

Еще один яркий пример опции Смещение – складки на шторах, представленные на рисунке 15. Выполнить их в программе ARCHICAD удалось при помощи мягкого шума, вытянутого в высоту. И ткань, и горы с предыдущего изображения – все лишь плоский морф прямоугольной формы.

REDMOND

Смещение – канал, при помощи которого можно сгладить чересчур угловатые объекты. Низкополигональные цветы на рисунке 16, 17 создавались в GDL (программа проектирования архитектуры ARCHICAD), так как стояла задача заполнить ими всю поляну. Включив опцию Смещение (высота может минимальной), пользователь программы для проектирования архитектуры ARCHICAD получает возможность активизировать функцию Скругление Геометрии. Результат превосходит всякие ожидания.

Применив Смещение и Траву, получается очень реалистичный земляной покров. В настоящее время Cinerender, относящийся к программе проектирования архитектуры ARCHICAD, не может использовать карты, чтобы изменять высоту травинок, следовательно, Смещение рекомендуется добавлять даже в тех случаях, когда трава в программе для проектирования архитектуры ARCHICAD изображается в виде плотного ковра (рисунок 18).

К удачным результатам экспериментов с покрытиями относится следующий пример, ознакомиться с которым можно по рисунку 19, также выполненному в программе для проектирования архитектуры ARCHICAD. Здесь использованы сложное Смещение, Рельеф, Окклюзия Окружения (ретушировщик, принцип действия которого представлен на рисунке 20).

Зоны, оказывающиеся в углах, выделяются цветом, который отличается от всех остальных поверхностей. Если повнимательнее взглянуть на ракушку, расположенную прямо по центру, то становится очевидным, что в углублениях цвет не такой насыщенный, как на возвышениях. Окклюзия Окружения, предусмотренная в программе для проектирования архитектуры ARCHICAD, подходит для разных типов геометрии: и для реальной, и для той, которая образуется в результате использования Смещения.

Окклюзия помогает создать патины на резных тумбах, комодах, столах и прочей мебели, затемнить выемки в канале Цвета, получить позолоченные элементы в канале Отражение. Пример такой работы в программе для проектирования архитектуры ARCHICAD представлен на рисунке 21.

Сейчас разберемся с возможностью применения окклюзии в канале Свечения, доступном в программе для проектирования архитектуры ARCHICAD. По фото светильника (рисунок 22) заметно, что находящиеся в глубине элементы подсвечиваются гораздо ярче тех, которые расположены снаружи. Такого эффекта специалистам в программе для проектирования архитектуры ARCHICAD удается добиться при помощи ретушировщика. На рисунке 23 светильник представлен в двух вариантах визуализации (днем и ночью).

Чтобы воссоздать в программе для проектирования архитектуры ARCHICAD тот или иной вид материала, будь то бумага, фарфор или текстиль, потребуется в канале Свечения воспользоваться Подповерхностным Рассеиванием, ChanLum, Подсветкой – выбор ретушировщика зависит от конкретных обстоятельств. При этом такой параметр визуализации в программе для проектирования и архитектуры ARCHICAD, как Светящиеся Покрытия должен быть включенным.

Эффект Подповерхностного Рассеивания приведен на рисунке 24: слева направо его действие увеличивается.

На рисунке 25 показано сравнение объектов с активированным и деактивированным эффектом в программе для проектирования архитектуры ARCHICAD.

Если ознакомиться с перечнем покрытий, представленным в программе для проектирования архитектуры ARCHICAD, то канал Трава находится в конце этого списка. Несмотря на это, с его помощью можно создавать не только траву, но и ворс (показан на рисунке 25 у муравья и на рисунке 26 у ковра).

Используя нефизическую визуализацию, которая предлагается пользователю в программе для проектирования архитектуры ARCHICAD, следует иметь ввиду, что тень трава отбрасывать не будет.

Следует отдельно упомянуть постобработку в программе для проектирования архитектуры ARCHICAD. К примеру, в системе рендеринга допускается сохранять не только основное изображение, но и вспомогательные (Render Elements). Программа ARCHICAD также допускает создание некоторых дополнительных картинок, которые впоследствии обрабатываются в графическом редакторе, конечно, если имеется такая необходимость.

Визуализация карты глубины, созданная в программе для проектирования архитектуры ARCHICAD, продемонстрирована на рисунке 27.

Двадцатая версия программы для проектирования архитектуры ARCHICAD обеспечила возможность создания карты с Окклюзией Окружения. Чтобы это осуществить, имеющиеся покрытия, предусмотренные проектом, заменяются одним. После этого отключается Глобальное Освещение, а также каналы (исключением является лишь Свечение). Затем в программе для проектирования архитектуры ARCHICAD располагается окклюзия. При этом нужно соблюсти единственное условие – углы должны подсвечиваться. Далее деактивируются почти все параметры визуализации кроме светящихся покрытий, а в поле Корректировка Цвета ставится отметка Инвертировать.

Наложение полученной карты на исходное изображение при работающем режиме умножения дает возможность контролировать степень затенения углов в программе для проектирования архитектуры ARCHICAD. На некоторых участках может использоваться маска (рисунок 28).

Чтобы визуализировать в программе для проектирования архитектуры ARCHICAD карты освещения в соответствии с теми или иными источниками света, нужно работать с Белой Моделью, включив нужное освещение. После этого их можно использовать для осветления на конечном рендере определенных зон (рисунок 29).

Сохраняя трехмерный документ в программе для проектирования архитектуры ARCHICAD, в котором отсутствуют тени, рассчитывайте на получение карты с разными покрытиями (рисунок 30).

На рисунке 31, выполненном в программе для проектирования архитектуры ARCHICAD, можно ознакомиться с постобработкой, в процессе которой были задействованы эти карты.

В механизме визуализации Cinerender программы для проектирования архитектуры ARCHICAD существует еще множество ограничений и недоработок (нерегулируемый рост травы и ее размеров, отсутствие функции копирования слоев в настройках покрытий, длительный просчет множества полигонов и пр.), поэтому с его помощью пока нельзя достичь эффекта, аналогичного тому, который выдает специализированный софт. Однако при этом все недостатки программы для проектирования архитектуры ARCHICAD с лихвой компенсируются огромным преимуществом – выполнение всех необходимых процессов в одной программе.

Визуализация – эффективный инструмент, посредством которого архитектор может показать заказчику проект в целом, ведь донести общую идею, используя одни планы и фасады, практически невозможно. Выбирая программу для проектирования архитектуры ARCHICAD, можно быть уверенным, что визуализация в точности будет соответствовать проектным чертежам.

CADmaster

Журнал Визуализация в Archicad. Новые возможности для архитектора

Визуализация в Archicad. Новые возможности для архитектора

Скачать статью в формате PDF — 9.87 Мбайт

Главная » CADmaster №3(85) 2016 » Архитектура и строительство Визуализация в Archicad. Новые возможности для архитектора

Archicad от компании Graphisoft существует уже более 30 лет, за это время его узнали и полюбили архитекторы по всему миру. Конечно, появилось множество других специализированных программ для проектирования, но и Archicad, в свою очередь, тоже постоянно развивается. Я знакома с продуктом с его восьмой версии (то есть с 2003 года), и с тех пор борюсь за то, чтобы проектирование всех разделов происходило в BIM-среде.

Начиная с версии 18 в Archicad появился встроенный механизм визуализации Cinerender: нововведение, которое позволяет выполнять полный цикл проекта в одной программе. Конечно, Archicad не стремится к стопроцентно фотореалистичной визуализации, но многие пользователи даже не догадываются, на что способен этот механизм. В Сети можно найти множество примеров от архитекторов из разных стран, на рис. 1 — несколько изображений, выполненных мной. Согласитесь, для большинства задач такого качества будет более чем достаточно.

Начнем рассматривать возможности более подробно. Если не ограничиваться использованием преднастроенных сцен и включить режим отображения детальных настроек, то в механизме Cinerender можно добраться до различных эффектов и опций.

Самая популярная опция — это Белая Модель. При ее включении можно быстро получить картинку, которая передает общий объем и пропорции проекта (рис. 2).

Галочка Корректировка Цвета позволяет изменить контрастность и насыщенность картинки. Функция Оттенение — создать виньетку, а Протяженность Тумана — создать атмосферную дымку. Во вкладке Линзы и Фильтры заслуживает внимания Фильтр Четкости (рис. 3).

Блики на Линзах активируют блики, включенные в параметрах источников света. Блики от стандартного солнца включаются в разделе Окружающая Среда — Солнце (рис. 4).

Рис. 4Рис. 4

Конечно всё это можно сделать в любом графическом редакторе, но если вам нужно быстрое создание картинок приемлемого качества, то, единожды настроив сцену, можно обходиться без постобработки.

Во вкладке Эффекты можно включить отображение каустиков. Если в источнике света и в покрытиях, задействованных при визуализации, также включены генерация или восприятие каустиков, можно получить результаты, представленные на рис. 5.

Можно использовать Глубину резкости. Эта настройка позволяет оставлять в фокусе объекты, находящиеся в цели камеры, размывая при этом те, что расположены впереди и позади цели (рис. 6).

Рис. 6Рис. 6

Для обычной визуализации глубина резкости включается в разделе Эффекты. Там расстояние, которое должно остаться в фокусе, можно регулировать в обе стороны от цели камеры. Работа этой функции достаточно подробно описана в справке.

Для физической визуализации глубина резкости включается во вкладке Физическая камера и зависит от числа диафрагмы. Чем больше число (f/2.0 > f/8.0), тем сильнее будет размытие. Вместе с тем повысится общая яркость, поэтому ее нужно компенсировать более низким значением ISO и/или выдержки. В общем физическая визуализация имитирует поведение реальной фотокамеры. В этом же разделе можно задать хроматическую аберрацию и откорректировать баланс белого. А форма диафрагмы влияет на форму размытия: можно получить блики Боке и треугольной, и восьмиугольной формы.

Интересные результаты дает использование различных настроек погоды при включенном Физическом небе, которое включает в себя облака, звезды, луну, радугу, солнечные лучи, атмосферу, туман. Туман, например, может воспринимать тени и свет по своей глубине (рис. 7).

Рис. 7Рис. 7

По умолчанию почти во всех сценах вкладки Основные Параметры включен Видимый Свет (рис. 8), но он не считается, пока не активирован в настройках источников света. Нужно учесть, что эта функция доступна не во всех источниках.

Перейдем к настройкам параметров покрытий. Для большинства ситуаций достаточно стандартных покрытий, еще часть можно извлечь из папки библиотеки. Хочу отметить, что в Cinerender Archicad большое внимание уделено процедурным текстурам: именно их зачастую быстрее и красивее использовать для кирпича, паркета, плитки и штукатурки. В отличие от растровых текстур, они никогда не повторяются, что очень важно на больших поверхностях, особенно при экстерьерной визуализации (обратите внимание на серую штукатурку в расположенной слева верхней картинке рис. 1 и на кирпичную кладку в нижней). При помощи различных шумов, выветриваний и градиентов создаются потеки и грязь на поверхности.

Используя лишь несколько каналов параметров покрытий, можно получить материалы, совершенно различные по визуальным ощущениям. Пример показан на рис. 9: в канале Цвета стоит либо шум, либо растровая текстура; почти во всех образцах в режиме Экран сверху на цвет наложен Френель — зависимость от угла взгляда к нормали поверхности. Под острым углом почти все ткани выглядят несколько светлее, что обусловлено наличием ворсинок, которые рассеивают свет. Конечно, во всех вариантах материалов задействован канал Рельефа (для кожи применена текстура кожи, для грубой ткани — ткань, для замши — мелкий шум), и для кожи включено различной силы Отражение с Френелем.

В 20-й версии переработан канал Отражения. В нем теперь можно создавать два разных слоя отражения, регулировать силу размытия картой (процедурной, растровой или сложной комбинацией), добавлять к слоям отражения рельеф, не влияющий на остальные свойства.

То есть у нас теперь есть возможность создавать сложные по отражениям покрытия. Например:

  • пластик, заляпанный пальцами, где один слой отражения выполнен с минимальным размытием, но с маской карты с отпечатками пальцев, а второй — сильно размытый с маской с пальцами, но инвертированной, капелька рельефа той же карты;
  • автомобильная краска, где первый слой отражения зеленого цвета, с небольшим рельефом и сильным размытием, а второй, с четким отражением, имитирует покрытие лаком (рис. 10).

Отдельного внимания заслуживает канал Смещение. Он производит действительную деформацию геометрии при визуализации с помощью черно-белых или красно-зеленых карт высоты. Например, в режиме Яркость черные участки карты остаются на месте, а белые поднимаются на максимальную высоту. Вблизи заметны изломы, но для дальних планов такой способ позволяет избавиться от моделирования миллионов полигонов (рис. 11).

На специальных ресурсах в Сети выложено множество специально разработанных бесшовных текстур с картами смещения, которые можно использовать и в Archicad. Пример — на рис. 12: галька из бесплатных образцов таких текстур.

Рис. 12Рис. 12

В следующем примере (рис. 13) черно-белая карта мира немного подкрашена по краям в графическом редакторе для более плавного набора толщины. Кроме того, использован канал рельефа для мелких неровностей.

Рис. 13Рис. 13

Интересные эффекты дают различные шумы в канале смещения. При помощи шума Luka были созданы горы, показанные на рис. 14. Перепады рельефа поверхности подчеркивает еще и Атмосфера, включенная в параметрах Окружающей Среды.

В визуализации на рис. 15 складки ткани на заднем планы тоже созданы смещением: самым обычным мягким шумом, вытянутым по вертикали. На самом деле ткань — это совершенно плоский прямоугольный морф (как и горы на предыдущей картинке).

Канал смещения можно использовать для сглаживания слишком угловатых объектов. Тюльпаны (рис. 16−17) я специально писала в GDL низкополигональными, чтобы иметь возможность засадить ими целую поляну. При включении смещения с минимальной высотой — почти незаметной, но позволяющей включить галочку Скругление Геометрии, — я получила результат, который даже превзошел мои ожидания!

Использование смещения совместно с травой (с шумом в плотности распределения) позволяет получить достаточно реалистичную поверхность земли. Даже если трава представляет собой плотный ковер, смещение все же стоит добавить, так как Cinerender пока не умеет использовать карты для изменения высоты травинок (рис. 18).

Рис. 18Рис. 18

Вот еще один интересный пример экспериментов с покрытиями (рис. 19) — помимо сложного смещения и рельефа, здесь в канале Цвета использовался ретушировщик Окклюзия Окружения (на рис. 20 принцип работы этого ретушировщика показан более наглядно).

Участки, которые оказываются в углах («видят меньше неба»), окрашиваются в цвет, отличный от остальной поверхности. Приглядевшись к центральной ракушке, можно заметить, что в углублениях цвет бледный, а на возвышениях более насыщенный и темный. Окклюзия окружения считается как для реальной геометрии, так и для геометрии, создаваемой смещением.

Так, окклюзию можно применять для создания патины в углублениях резной поверхности мебели, использовать в канале Цвета для затемнения и в канале Отражения для создания эффекта позолоты (рис. 21).

Рис. 21Рис. 21

А вот вариант использования окклюзии в канале Свечения. На всех реальных фотографиях светильника (рис. 22) видно, что наиболее ярко светятся участки, расположенные в глубине, близко к лампе, а наружные углы светятся меньше. При помощи ретушировщика я смогла добиться такого эффекта. Светильник отлично смотрится и в ночной, и в дневной визуализации (рис. 23).

Рис. 22Рис. 22

Для многих видов материалов (парафин, фарфор, бумага, разные ткани для навесов) в канале Свечение нужно использовать ретушировщики Подповерхностное Рассеивание, ChanLum или Подсветка — в зависимости от ситуации. При этом не забудьте включить в параметрах визуализации светящиеся покрытия.

Рис. 24 наглядно иллюстрирует работу Подповерхностного Рассеивания: слева его действие равно нулю, правее постепенно повышается.

Примеры того, как при визуализации выглядят некоторые поверхности с отключенным (слева) и включенным (справа) эффектом, — на рис. 25.

Канал Трава в списке покрытий стоит последним, но с его помощью можно делать не только траву, но и разные ворсинки (как у муравья на рис. 25), и ковры (рис. 26). Учтите, что при нефизической визуализации травинки не отбрасывают тени.

Рис. 26Рис. 26

Теперь расскажу еще немного о постобработке. В Vray, например, при визуализации помимо основного изображения можно сохранить и несколько дополнительных, которые называются Render Elements.

В Archicad мы также можем создать некоторые из них, а затем использовать для последующей обработки в графическом редакторе.

Например, визуализировать карту глубины (рис. 27). На своем канале я рассказывала, как это можно сделать и как применять: https://www.youtube.com/watch?v=d9Y17qbkA5k.

В 20-й версии стало возможным создать отдельную карту с окклюзией окружения. Для этого нужно заменить все покрытия в проекте одним специально созданным, в котором отключить восприятие и генерацию GI, отключить все каналы, кроме свечения, и положить окклюзию таким образом, чтобы углы оказались подсвеченными. В параметрах визуализации отключить всё (глобальное освещение, источники освещения), оставив только светящиеся покрытия, а в Корректировке Цвета установить галочку Инвертировать.

При наложении такой карты поверх исходного изображения в режиме умножения можно регулировать затенение углов, применяя в отдельных местах маску (рис. 28).

При использовании белой модели и включении определенных источников света можно визуализировать карты освещения для разных источников, а затем осветлять с их помощью нужные участки на финальном рендере (рис. 29).

А сохранив 3D-документ без теней, можно получить карту различных покрытий (рис. 30).

Рис. 30Рис. 30

Пример постобработки с применением этих карт показан на рис. 31.

Конечно, Cinerender Archicad не даст таких же результатов, как специализированный софт для визуализации; есть еще много ограничений и недоработанных моментов (у травы невозможно регулировать направление роста и высоту отдельных травинок, нельзя копировать слои в настройках покрытий, долго идет просчет большого количества полигонов и размытия но, по-моему, минусы перекрываются возможностью всё делать в одной программе.

Визуализация позволяет архитектору донести до заказчика образ проекта, который не всегда удается передать одними только планами и фасадами. Выполнение визуализации непосредственно в Archicad обеспечивает полное соответствие визуализации и чертежей в проекте.

REDMOND

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *