Почему язык программирования паскаль называется алгоритмическим

Почему язык программирования Паскаль является универсальным?

Язык Паскаль считается универсальным языком программирование, так как он может применяться для записи алгоритмов решения самых разных задач: вычислительных, обработки текстов, построения графических изображений, поиска информации и других.

Где используется язык программирования Паскаль?

До сих пор Паскаль заслуженно считается одним из лучших языков для начального обучения программированию. Его современные модификации, такие как Object Pascal, широко используются в промышленном программировании (среда Delphi).

Что входит в состав языка Паскаль?

В состав алфавита Паскаля входят:

  • прописные и строчные латинские буквы, символ подчеркивания ( _ );
  • цифры от 0 до 9;
  • специальные символы (например, *, @ и т. д);
  • пробельные символы: пробел, табуляция и переход на новую строку.

Почему язык программирования Python считается универсальным?

Python – это универсальный современный ЯП высокого уровня, к преимуществам которого относят высокую производительность программных решений и структурированный, хорошо читаемый код. Синтаксис Питона максимально облегчен, что позволяет выучить его за сравнительно короткое время.

Что является записью алгоритмов на языках программирования?

Такое программирование называют визуальным. … Тем не менее основная, алгоритмическая часть любой программы строится с использованием символьных средств. В основной школе вы познакомились со школьным алгоритмическим языком КуМир и языком программирования Pascal (Паскаль).

Какие составные знаки можно использовать в программе Паскаль?

Основой языка программирования Паскаль, как и любого другого языка, является алфавит — набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы. Это: Заглавные и строчные латинские буквы и символ подчеркивания: А,В,С.. .,X,Y,Z,a,b,c, .. .,x,y,z. Десять арабских цифр от 0 до 9: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.

Как можно называть переменные в Pascal?

Имена переменных могут быть почти любым сочетанием английских букв и цифр (без пробелов). Нельзя чтобы имена переменных совпадали со словами, которые являются какими-либо командами самого языка программирования. Нельзя начинать имена переменных с цифры или специального символа.

Что входит в состав алфавита входного языка?

Алфавит системы Math CAD содержит:

  • Строчные и прописные латинские буквы;
  • Строчные и прописные греческие буквы;
  • Арабские цифры от 0 до 9;
  • Системные переменные;
  • Операторы;
  • Имена встроенных функций;
  • Спецзнаки;
  • Строчные и прописные буквы кириллицы (при работе с русифицированными документами).

Что из указанного входит в алфавит языка Паскаль?

Набор символов, составляющий алфавит языка программирования Паскаль, включает в себя прописные и строчные латинские буквы, арабские цифры и знаки препинания. А также знаки арифметических и логических операций, специальные знаки.

Что входит в состав алфавита языка Си?

В алфавит языка C# входят: прописные и строчные буквы (латинские и национальных шрифтов) и символ подчеркивания (_);
…
Существует несколько видов лексем:

  • идентификаторы (имена объектов);
  • ключевые (зарезервированные, служебные) слова;
  • знаки операций;
  • разделители;
  • литералы.

Что такое Python простым языком?

Python (МФА: [ˈpʌɪθ(ə)n]; в русском языке встречаются названия пито́н или па́йтон) — высокоуровневый язык программирования общего назначения с динамической строгой типизацией и автоматическим управлением памятью, ориентированный на повышение производительности разработчика, читаемости кода и его качества, а также на …

Что можно сделать с помощью питона?

Python — один из самых используемых в Data Science языков. На нём пишут алгоритмы программ с машинным обучением и аналитические приложения. С помощью него обслуживают хранилища данных и облачные сервисы. Также он помогает парсить данные из интернета.

Что из себя представляет язык Python и чем он удобен?

Язык характеризуется логичным синтаксисом, вследствие чего исходный код программ, написанных «на питоне», легко читается и воспринимается. … Python является интерпретируемым языком программирования. Это значит, что до запуска он представляет собой обычный текстовый файл.

Какие алгоритмы вы знаете?

основные типы алгоритмов

  • Вспомогательные алгоритмы
  • Линейные алгоритмы
  • Разветвляющиеся алгоритмы
  • Ссылки
  • Циклические алгоритмы

Какие имена допустимы в языке программирования Pascal?

1) Допустимыми именами в языке Pascal являются имена:

  • состоящие из символов латинского алфавита, цифр, нижнего подчеркивания (например, SdfG_A)
  • в которых первым символом идет либо буква, либо символ подчеркивания (например, вариант 1var — неверный)

В чем заключаются основные свойства алгоритма?

Выделяют следующие свойства алгоритма: массовость, дискретность, результативность, определенность, понятность, формальность, завершаемость.

Язык программирования Паскаль и ветвление (стр. 1 из 4)

Язык Паскаль был создан как учебный язык программирования в 1968 –1971г. Никлаусом Виртом. В настоящее время этот язык имеет более широкую сферу применения, чем предусматривалось при его создании. Целью работы Вирта было создание языка, который:

— Строился бы на небольшом количестве базовых понятий;

— Имел бы простой синтаксис;

Допускал бы перевод программ в машинный код простым компилятором;

Все эти качества сделали язык очень популярным и удобным для применения в школе.

Знакомясь с языком Паскаль я выбрал для своей работы конструкцию ветвления как наиболее распространённую и интересную.

Цель моей работы – изучить конструкцию ветвления и её применение в языке программирования Паскаль. Исходя из этого я поставил следующие задачи:

1) Изучить литературу по данной теме.

2) Составить план своей работы.

3) Изучить алгоритмическую конструкцию ветвления.

4) Рассмотреть её применение в Паскале.

5) Научиться решать задачи с Ветвлением.

6) Составить пакет заданий по теме “Ветвление в Паскале”.

I. Ветвление в алгоритмах.

Блок – схемы и словесное описание ветвлений.

1.1 Основные этапы решения задач на компьютере.

Процесс решения задач на компьютере – это совместная деятельность человека и ЭВМ. Этот процесс можно представить виде нескольких последовательных этапов. На долю человека приходятся этапы, связанные с творческой деятельностью – постановкой, алгоритмизацией, программированием задач анализом результатов, а на долю компьютера — этапы обработки информации с соответствии с разработанным алгоритмом.

Первый этап – постановка задачи. На этом этапе участвует человек, хорошо представляющий предметную область задачи. Он должен чётко определить цель задачи, дать словесное описание содержания задачи и предложить общий подход к её решению. Для вычисления суммы двух целых чисел человек, знающий, как складываются числа, может описать задачу следующим образом: ввести два целых числа, сложить их и вывести сумму в качестве результата решения задачи.

Второй этап – математическое и информационное моделирование. Цель этого этапа – создать такую математическую модель решаемой задачи, которая может быть реализована в компьютере. Существует целый ряд задач, где математическая постановка сводится к простому перечислению формул и логических условий. Этот этап тесно связан с первым этапом, и его можно отдельно не рассматривать, однако возможно, что для полученной модели известны несколько методов решения, и тогда предстоит выбрать лучший.

Для вышеописанной задачи данный этап сведётся к следующему: введённые в компьютер числа запомним в памяти под именами А и В, затем вычислим значение этих чисел по формуле А+В, и результат запомним в памяти под именем Summa.

Третий этап – алгоритмизация задачи. На основе математического описания необходимо разработать алгоритм решения.

Четвёртый этап – программирование. Программой называется план действий, подлежащий выполнению некоторым исполнителем, в качестве которого может выступать компьютер. Составление программы обеспечивает возможность выполнение алгоритма и соответственно поставленной задачи исполнителем – компьютером. Во многих задачах при программирование на алгоритмическом языке часто пользуются заменой блока алгоритма на один или несколько операторов, введением новых блоков, замена одних блоков на другими.

Пятый этап – ввод программы и исходных данных в ЭВМ. Программа и исходные данные вводятся в ЭВМ с клавиатуры с помощью редакторов текстов, и для постоянного хранения осуществляется их запись на гибкий или жёсткий магнитный диск.

Шестой этап – тестирование и отладка программы. На этом этапе происходит исполнение алгоритма с помощью ЭВМ, поиск и исключение ошибок. При этом программисту приходится выполнять рутинную работу по проверке работы программы, поиску и исключению ошибок, и поэтому для сложных программ этот этап часто требует гораздо больше времени и сил, чем написание первоначального текста программы.

Отладка программы – сложный и нестандартный процесс. Исходный план отладки заключается в том, чтобы оттестировать программу на контрольных примерах.

Контрольные примеры стремятся выбрать так, чтобы при работе с ними программа прошла все основные пути блок – схемы алгоритма, поскольку на каждом из путей могут быть свои ошибки, а детализация плана зависит от того, как поведёт себя программа на этих примерах: на одном может зациклиться (т.е. бесконечно повторять одно и то же действие); на другом – дать явно неверный или бессмысленный результат и т.д. Сложные программы отлаживаются отдельными фрагментами.

Для повышения качества выполнения этого этапа используются специальные программы – отладчики, которые позволяют исполнить программу “по шагам” с наблюдением за изменением значений переменных, выражений и других объектов программы, с отслеживанием выполняемых операторов.

Седьмой этап – исполнение отлаженной программы и анализ результатов. На этом этапе программист запускает программу и задаёт исходные данные, требуемые по условию задачи.

Полученные в результате решения выходные данные анализируются постановщиком задачи, и на основе этого анализа вырабатываются соответствующие решения, рекомендации, выводы. Например, если при решение задачи на компьютере результат сложения двух чисел 2 и 3 будет 4, то следует сделать вывод о том, что надо изменить алгоритм и программу.

Возможно, что по итогам анализа результатов потребуется пересмотр самого подхода к решению задачи и возврат к первому этапу для повторного выполнения всех этапов с учётом приобретённого опыта. Таким образом, в процессе создания программы некоторые этапы будут повторяться до тех пор, пока мы получи алгоритм и программу, удовлетворяющие показанным выше свойствам.

1.2 Алгоритм.

Слово алгоритм происходит от algorithmic латинской формы написания имени латинского математика IX в. Аль-Хорезми, который сформулировал правила выполнения четырёх арифметических действий над многозадачными числами. В дальнейшем алгоритм стали называть описание любой последовательности действий, которую следует выполнить для решения заданной задачи.

Алгоритм может быть ориентирован на исполнение его человеком или автоматическим устройством. Алгоритмы, предназначены для выполнения компьютерами, обычно называют компьютерными программами или просто программами.

Алгоритмом называется точное предписание, определяющее последовательность действий исполнителя, направленных на решение поставленной задачи. В роли исполнителя алгоритмов могут выступать люди, роботы, компьютеры.

Используются разные способы записи алгоритмов. Широко распространенный словесный способ записи: это записи рецептов приготовления различных блюд в кулинарной книге, инструкции по использованию технических устройств, правила правописания и многие другие. Наглядно представляется алгоритм языком блок-схем.

Например алгоритм решения задачи вычисления суммы двух чисел на языке блок-схем будет записан, как показано на рисунке:

Свойства алгоритма. При составлении алгоритма необходимо обеспечить, чтобы он обладал рядом свойств.

Однозначность алгоритма, под которой понимается единственность толкования исполнителем правил выполнения действий и порядка их выполнения. Чтобы алгоритм обладал этим свойством, он должен быть записан командами из системы команд исполнителя.

Для нашего примера исполнитель алгоритма должен понимать такую запись действий, как сложность числа А и В.

Конечность алгоритма – обязательность завершения каждого из действий, составляющих алгоритм, и завершимость выполнения каждого алгоритма в целом. Записанный на рисунке алгоритм обладает этим свойством, так как запись действий исполнителя завершается записью об окончании алгоритма.

Результативность алгоритма, предполагающая, что выполнение алгоритма должно завершится получением определенных результатов. Алгоритм в нашем примере обладает этим свойством, так как для целых чисел А и В всегда будет вычислена сумма.

Массовость, т.е. возможность применения данного алгоритма для решения целого класса задач, отвечающих общей постановки задачи. Так как алгоритм, показанный на рисунке, позволяет правильно подсчитать сумму не только чисел 2 и 3, но любой другой пары целых чисел, он обладает свойством массовости. Для того чтобы алгоритм обладал свойством массивности, следует составлять алгоритм, используя обозначения величин и избегая конкректных значений.

Правильность алгоритма, под которой понимается способность алгоритма давать правильные результаты решения поставленных задач. Представленный в примере алгоритм обладает свойством правильности, так как в нём использована правильная формула сложения целых чисел, и для любой пары целых чисел результат выполнения алгоритма будет равен их сумме.

Компьютерная программа – это план будущих работ, составленный в расчёте на его выполнение компьютером.

Чтобы компьютер смог выполнить программу, она должна быть записана в специальной форме, доступной компьютеру; должна быть записана в соответствии со специальным набором правил.

Набор записи компьютерной программы называется “алгоритмическим языком”.

1.2.1 Линейные алгоритмы.

Вычислительный процесс называется линейным (не разветвляющимся), если направление его продолжения на любом этапе вычислений является единственным. Алгоритм линейного вычислительного процесса описывает действия, последовательность выполнения которых не зависит от исходных данных и результатов промежуточных вычислений, т.е является постоянной. Этот процесс является наиболее простым видом вычислений. Линейный процесс (как и другой вычислительный процесс) можно представить в виде следующих этапов: первый – задание исходных данных; второй реализация вычислений; третий – вывод результатов счёта и поясняющей информации. Этапы отображаются на блок-схеме, а затем реализуются в ПЭВМ в указанной последовательности.

Язык программирования Паскаль

Язык Паскаль является одним из самых распространенных в настоящее время алгоритмических языков, использующихся при программировании на мини и микро ЭВМ. Когда в начале 70-х годов признанный классик программирования профессор Цюрихской высшей технической школы Никлаус Вирт разрабатывал Паскаль, он стремился создать язык, на основе которого можно эффективно обучать программированию. Свое название язык программирования получил в честь французского математика Блеза Паскаля. Созданный специально для обучения программированию, язык оказался на практике чрезвычайно удачным и приобрел большую популярность у программистов, как у профессиональных, так и у непрофессиональных, в частности, у владельцев персональных компьютеров.

Основные достоинства языка:

1). гибкость и универсальность;

2). простота и ясность конструкций;

3). легкость реализации на большинстве современных ЭВМ;

4). возможность достаточно полного контроля правильности программы как на этапе трансляции, так и во время выполнения программы;

5). возможность удовлетворения требованиям структурного программирования;

6). наличие набора структурных типов данных: массивов, записей, записей с вариантами, множеств, файлов и т.д.

Некоторые недостатки языка:

1). отсутствие операции возведения в степень;

2). отсутствие средств работы с файлами прямого доступа.

Основные элементы Паскаля

Язык программирования Паскаль является языком программирования высокого уровня или алгоритмическим языком (т.е. языком, специально разработанным для записи алгоритмов вычислений). Особенностью таких языков как Бейсик, Паскаль по сравнению с большинством другими алгоритмическими языками, является их ориентация на диалоговый процесс программирования.

Алфавит языка Паскаль — набор символов, разрешенных к использованию и воспринимаемых компилятором, в соответствии с их смысловым значением может быть разбит на следующие группы:

1) буквы латинского алфавита (прописные и заглавные): A,B, . ,Z и a,b. z

2) арабские цифры (от 0 до 9);

3) знаки арифметических операций:

div — деление нацело с отбрасыванием остатка,

mod — нахождение остатка от деления нацело;

4). знаки операций отношения:

= — равно, <> — не равно,

> — больше, = — больше или равно, 5). знаки логических операций:

NOT — отрицание, OR — логическое сложение,

AND — логическое умножение;

6). знаки операции присваивания := ;

7). специальные символы:

— пробел (разделитель) _ — подчеркивания

( — открывающая круглая скобка

) — закрывающая круглая скобка

[ — открывающая квадратная скобка

] — закрывающая квадратная скобка

— открывающая фигурная скобка

— закрывающая фигурная скобка

; — точка с запятой

8). ключевые слова:

AND — и, ARRAY — массив,

BEGIN — начало, CASE — вариант,

CONST — константа, DIV — деление нацело,

DO — выполнять, DOWNTO — уменьшать до,

ELSE — иначе, END — конец,

FILE — файл, FOR — для,

FORWARD вперед, FUNCTION — функция,

GOTO — переход на, IF — если,

IN — в, LABEL — метка,

MOD — модуль, NOT — не,

PROCEDURE процедура, PROGRAM — программа,

RECORD запись, REPEAT — повторить,

SET — множество, STRING — строка,

TYPE — тип, UNIT — модуль,

UNTIL — до, USES — используемые,

VAR — переменная, WHILE — пока,

WITH — с, XOR — арифмет. или.

9). стандартные идентификаторы (имена):

константы FALSE, TRUE и MAXINT;

типы BOOLEAN, INTEGER, REAL и CHAR;

файлы INPUT и OUTPUT;

процедуры READ, READLN, WRITE, WRITELN, GET, PUT, REWRITE, NEW и RESET;

10). стандартные математические функции

Употребление букв русского алфавита в алгоритмическом языке Паскаль, ограничено по сравнению с английскими буквами, использованием как элементов символьных констант и в комментариях.

Программа на языке Паскаль состоит из двух основных частей

— описания данных, над которыми совершаются действия, и описание действий, которые должны осуществляться над данными. Действия задаются операторами, а данные — определениями и описаниями.

В структуре программы можно выделить заголовок и собственно программу, которая может содержать максимально шесть разделов:

— описание функций и процедур;

Раздел операторов заключается в операторные скобки, т.е. BEGIN. END. Любой раздел, кроме последнего, может отсутствовать. Разделителями между разделами и операторами служит точка с запятой. В конце программы должна стоять точка. Заголовок программы записывается в первой строке программы и начинается с ключевого слова program после которого указывается имя программы и связь программы с исходными данными и результатами обработки (т.е. файлы, доступные программе). В качестве имен файлов используются стандартные имена INPUT и OUTPUT.

program drev( input,output);

Кроме этого в любое место программы могут быть включены комментарии, при этом смысл программы не меняется. Комментарии заключатся в фигурные скобки. Если в системе нет фигурных скобок, то вместо них используются пары символов (* и *).

(* ПРИМЕР1 КОММЕНТАРИЯ НА ПАСКАЛЕ *)

Организация и описание данных

Программа, написанная на языке Паскаль, оперирует некоторыми объектами, называемыми данными. Каждый элемент данных в программе является либо константой, либо переменной. Для каждой переменной задается некоторый тип, определяющий как возможные значения переменной, так и операции, которые могут над ней выполняться. Имя в языке Паскаль состоит из последовательности букв, цифр и символа подчеркивания, начинающейся с буквы. Имена используются в программах для записи констант, переменных, функций и подпрограмм.

Тип переменной обязательно должен быть задан в разделе описания переменных. Именованная константа отличается от переменной тем, что ее значение не может изменяться во время выполнения программы и она описывается в разделе описания констант. Тип константы однозначно определяется ее значением и в явном виде не указывается. Константы могут являться значением следующих типов: целые, вещественные, логические ( булевские), литерные (символьные) и текстовые (строки).

Константы описываются следующим образом:

CONST имя1 = значение1; имя2 = значение2;

Если потребуется изменить константу, то при таком ее описании достаточно изменить ее значение в описании.

const log = true;

Раздел "описание констант" в программе может отсутствовать, а раздел "описание переменных" должен присутствовать тогда, когда в программе используется хотя бы одна переменная. Выбор имен переменных желательно производить таким образом, чтобы был понятен их смысл и назначение.

Операторы описания данных

Язык Паскаль предоставляет богатые возможности для построения сложных типов данных, которые задаются в разделе типов. Однако все они строятся на основе стандартных типов : целый, вещественный, символьный и логический . Кроме этого, в языке Паскаль можно использовать перечисляемые типы.

Стандартные типы данных

Целый тип (INTEGER).

Для любой вычислительной машины значением переменной этого типа должно быть целое число n, лежащее в диапазоне:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *