Какие из команд не принадлежат алгоритмическому языку кумир

Контрольный тест по теме "Алгоритмизация и программирование в КуМир"

Как называется алгоритмическая конструкция, в которой в зависимости от условий может выполняться либо одно, либо другое действие?

Варианты ответов
  • Линейная
  • Разветвляющаяся
  • Циклическая
  • Рекурсивная
Вопрос 2

Какие из команд не принадлежат алгоритмическому языку КуМир?

Варианты ответов
  • нц
  • рц
  • кц
  • кон
  • нач
  • пц
  • нг
Вопрос 3

Расположите этапы решения задачи на компьютере в правильном порядке

Варианты ответов
  • Постановка задачи
  • Формализация
  • Алгоритмизация
  • Программирование
  • Отладка, тестирование
  • Результат
Вопрос 4

Переменная в программировании считается полностью заданной, если известны её.

Варианты ответов
  • тип, имя
  • имя, значение
  • тип, значение
  • тип, имя, значение
Вопрос 5

Какое значение переменная Х будет иметь после выполнения фрагмента программы?

Варианты ответов
  • 5
  • 7
  • 8
  • 4
Вопрос 6

Алгоритм какого типа описан на алгоритмическом языке?

Варианты ответов
  • циклический
  • линейный
  • вспомогательный
  • разветвляющийся
Вопрос 7

Алгоритм какого типа записан на алгоритмическом языке?

Варианты ответов
  • циклический
  • линейный
  • вспомогательный
  • разветвляющийся
Вопрос 8

Определите значение переменной b после выполнения данного алгоритма

Вопрос 9

Определите значение переменной c после выполнения данного алгоритма

Вопрос 10

Определите значение переменной c после выполнения данного алгоритма

Разбор заданий ГИА Тема «Кумир и школьная информатика»
материал для подготовки к егэ (гиа) по информатике и икт (9 класс) на тему

Иванова Лариса Николаевна

143214, Московская обл., Можайский район, Тел. (факс) (49638) 52-452.

д. Павлищево, ул. Школьная, д1а E-mail: Pavlishevo@mail.ru

Выступление на РМО учителей информатики

Тема: Разбор заданий ГИА Тема «Кумир и школьная информатика»

МОУ Павслищевская СОШ

Назначение КИМ для ОГЭ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по информатике и ИКТ выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.

Содержание экзаменационной работы определяет Федеральный компонент Государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

Экзаменационная работа охватывает основное содержание курса информатики и ИКТ, однозначно трактуемое в большинстве преподаваемых в школе вариантов курса информатики и ИКТ и входящее в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования.

В работу не включены задания, требующие простого воспроизведения знания терминов, понятий, величин, правил. При выполнении любого из заданий от экзаменуемого требуется решить какую-либо задачу : либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение; либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной либо новой ситуации.

Часть 1 содержит 18 заданий базового и повышенного уровней сложности, среди которых 6 заданий с выбором ответа и 12 заданий, подразумевающих самостоятельное формулирование и запись экзаменуемым ответа в виде последовательности символов. Здесь нам интересно задание под номером 6, где проверяется умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд.

Часть 2 работы содержит практические задания, проверяющие наиболее важные практические навыки курса информатики и ИКТ: умение обработать большой информационный массив данных и умение разработать и записать простой алгоритм. Здесь мы рассмотрим задание 20.1, где проверяется умение написать короткий алгоритм в среде формального исполнителя.

№6. Умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд

Исполнитель Чертёжник предназначен для построения линий и рисунков на бесконечном листе, на котором задана прямоугольная система координат.

Пользуясь пиктограммами в верхней части окна Чертёжника, можно менять масштаб рисунка, устанавливать шаг сетки или скрывать её.

Чертёжник рисует с помощью пера, которое можно поднимать или опускать. Если при перемещении пера оно опущено, то за ним остаётся след в виде отрезка прямой, который прерывается в момент поднятия пера. Из отрезков линий и создаются рисунки.

По умолчанию при запуске Чертёжника перо находится в начале системы координат в поднятом состоянии, его цвет – чёрный. Если в любой момент кликнуть по перу ПКМ, то можно увидеть текущие координаты пера Чертёжника. чертёжник может менять цвет пера, что позволяет рисовать цветные картинки.

Чертёжник выполняет 6 команд:

  1. опустить перо;
  2. поднять перо;
  3. сместиться в точку ( вещ х, вещ у);
  4. сместиться на вектор ( вещ dх, вещ dу);
  5. установить цвет ( лит цвет);
  6. надпись ( вещ ширина_символа, лит текст).

Пример 1. Рассмотрим результат выполнения перечисленных команд. Опускаем перо и перемещаем Чертёжника в точку А(2,3). Получаем отрезок ОА

Затем, подняв перо, перемещаем Чертёжника в точку В(2,1), после чего выполняем команду смещение на вектор (3, 2).

Управление исполнителем Чертёжник

Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на ( a , b ) (где a, b — целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, у) в точку с координатами (x + а, у + b) . Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные, уменьшается.

Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (4, 2) , то команда Сместиться на (2, −3) переместит Чертёжника в точку (6, −1).

Команда1 Команда2 КомандаЗ

означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 КомандаЗ повторится k раз.

Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:

Команда1 Сместиться на (3, 2) Сместиться на (2, 1) Конец

Сместиться на (−6, −4)

После выполнения этого алгоритма Чертёжник вернулся в исходную точку. Какую команду надо поставить вместо команды Команда1 ?

1) Сместиться на (−2, −1)
2) Сместиться на (1, 1)
3) Сместиться на (−4, −2)
4) Сместиться на (2, 1)

Пояснение: Команда Повтори 2 раз означает, что команды Сместиться на (3, 2) и Сместиться на (2, 1) выполнятся два раза. В результате Чертёжник переместится на 2·(3 + 2, 2 + 1) = (10, 6). Выполнив последнюю команду Сместиться на (−6, −4) , Чертёжник окажется в точке (4, 2).

Чтобы Чертёжник вернулся в исходную точку, необходимо переместить его на (−4, −2). Учитывая, наличие команды Повтори 2 раз , приходим к выводу, что Команда 1 это команда Сместиться на (−2, −1) .

Можно предложить учащимся после решения на бумаге, проверить его в среде исполнителя Кумир.

Исполнитель Черепашка перемещается на экране компьютера, оставляя след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У исполнителя существует две команды: Вперёд n (где n — целое число), вызывающая передвижение Черепашки на n шагов в направлении движения; Направо m (где m — целое число), вызывающая изменение направления движения на m градусов по часовой стрелке. Запись Повтори k [Команда1 Команда2 КомандаЗ] означает, что последовательность команд в скобках повторится k раз.

Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм: Повтори 9 [Вперёд 70 Направо 90] . Какая фигура появится на экране?

1) незамкнутая ломаная линия
2) правильный девятиугольник
3) правильный восьмиугольник
4) правильный четырёхугольник

Пояснение: Выполняя алгоритм, Черепашка оставляет след в виде одинаковых отрезков, расположенных под углом 180° − 90° = 90° друг к другу. Такой угол составляют между собой стороны правильного четырёхугольника. Поэтому за первые четыре шага алгоритма Черепашка нарисует правильный четырёхугольник, а за следующие пять шагов пройдет по четырём его сторонам ещё раз. Следовательно, оставленный Черепашкой след представляет собой правильный четырёхугольник

Помним, что : Сумма внутренних углов выпуклого n -угольника равна 180°( n − 2), поэтому угол между его сторонами может быть найден по формуле 180°(1 − 2/ n ).

Задание 20.1 заключается в разработке алгоритма для учебного исполнителя «Робот». Описание команд исполнителя и синтаксиса управляющих конструкций соответствует общепринятому школьному алгоритмическому языку, также оно дано в тексте задания. Для выполнения этого задания можно использовать свободно распространяемую среду учебного исполнителя, например, среду Кумир (сайт

http://www.niisi.ru/kumir/) или другую среду с аналогичными возможностями исполнителя «Робот».

Результатом выполнения этого задания является файл, подготовленный в среде учебного исполнителя, содержащий запись алгоритма, являющегося решением задания.

Если учащиеся не знакомы со средой учебного исполнителя, то для записи алгоритма необходимо использовать текстовый редактор, тогда результатом выполнения задания является текстовый файл, содержащий запись алгоритма. Допускается использовать простые текстовые файлы.

На бесконечном поле имеется вертикальная стена. Длина стены неизвестна . От верхнего конца стены вправо отходит горизонтальная стена также неизвестной длины . Робот находится в клетке, расположенной слева от нижнего края вертикальной стены. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).

Порядок создания алгоритма:

1.Командами Инструменты -Редактировать стартовую обстановку нарисовать на поле Робота стены и установить Робота в начальное положение.

2.Командами Робот- Сохранить обстановку в файл сохранить новую обстановку и открыть её командами Робот – Сменить стартовую обстановку .

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные левее вертикальной стены и выше горизонтальной стены и прилегающие к ним. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).

Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого допустимого расположения стен внутри прямоугольного поля. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться.

Алгоритм напишите в текстовом редакторе и сохраните в текстовом файле.

Название файла и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.

3.Командами Вставка- Использовать Робот указать исполнителя.

4.В окне документа записать алгоритм, используя меню Вставка.

Команды исполнителя будем записывать жирным шрифтом, а комментарии, поясняющие алгоритм и не являющиеся его частью, – курсивом. Начало комментария будем обозначать символом «|».

| Двигаемся вверх, пока не дойдём до конца вертикальной стены, закрашивая все

нц пока не справа свободно

| Закрасим угловую клетку и переместимся в начало горизонтальной стены

| Двигаемся вправо до конца горизонтальной стены, закрашивая все клетки на пути

нц пока не снизу свободно

5.Командами Выполнение –выполнить непрерывно (или по шагам) запустить алгоритм.

6.Рассмотреть результат выполнения алгоритма и при необходимости произвести его отладку.

Возможны и другие варианты решения

ОГЭ – 2018 ДЭМО. Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может.

У Робота есть девять команд. Четыре команды – это команды-приказы:

вверх вниз влево вправо

При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится.

Также у Робота есть команда закрасить , при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.

Ещё четыре команды – это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:

сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно

Эти команды можно использовать вместе с условием « eсли », имеющим следующий вид:

если условие то

Здесь условие – одна из команд проверки условия.

Последовательность команд – это одна или несколько любых команд-приказов.

Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, и закрашивания клетки можно использовать такой алгоритм:

если справа свободно то

В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и , или , не , например:

если (справа свободно) и (не снизу свободно) то

Для повторения последовательности команд можно использовать цикл

« пока », имеющий следующий вид:

нц пока условие

Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:

нц пока справа свободно

На бесконечном поле есть горизонтальная и вертикальная стены. Левый конец горизонтальной стены соединён с нижним концом вертикальной стены. Длины стен неизвестны . В вертикальной стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно над горизонтальной стеной у её правого конца.

На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно левее и правее вертикальной стены. Проход должен остаться незакрашенным. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).

При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Конечное расположение Робота может быть произвольным.

Алгоритм должен решать задачу для любого допустимого расположения стен и любого расположения и размера прохода внутри стены.

Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе.

Сохраните алгоритм в текстовом файле. Название файла и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.

Команды исполнителя будем записывать жирным шрифтом, а комментарии – курсивом. Начало комментария будем обозначать символом «|».

| Двигаемся влево, пока не дойдём до вертикальной стены.

нц пока слева свободно

| Двигаемся вверх, пока не дойдём до прохода в стене, и закрашиваем клетки.

нц пока не слева свободно

| Двигаемся дальше до вертикальной стены.

нц пока слева свободно

| Двигаемся вверх до конца стены и закрашиваем клетки.

нц пока не слева свободно

| Двигаемся вниз, пока не дойдём до прохода в стене, и закрашиваем клетки.

нц пока не справа свободно

| Двигаемся дальше до вертикальной стены.

нц пока справа свободно

Для подготовки учащихся к решению задач по этой теме предлагаю кроме учебника использовать:

1) учебное пособие «Программирование на алгоритмическом языке Кумир» авт. Л. А. Анеликова, О. Б. Гусева;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разбор 3 задания (базы данных) из ЕГЭ по информатике

Системы управления базами данных. Организация баз данных.

Задания по теме "Итоговое повторение курса информатики" в основной школе VII вида

Это задания по всему курсу информатики основной школы VII вида. Использую в IV четверти 9 класса для итогового повторения.

Статья по теме: Десять проблем школьной информатики

В статье рассматриваются актуальность такой дисциплины, как информатика. Подробно изучены этапы развития информатики как школьного предмета. Приведены 10 современных проблем школьной информатики и пре.

ИНФОРМАТИКА . Разбор заданий ОГЭ (Задания 7 и 11)

Разбор заданий поинформатике (Задания 7 и 11)Это анимированный поэтапный разбор заданий,представленный различными спорсобами.

Тренажер для задания 20.1(Кумир) ОГЭ по информатике

В итернете множество тренажеров по информатике . Я выбрала подходящий для меня на задание А12 ОГЭ по информатике. На своих уроках часто использую тренажеры, помогаящие учащимся лучше освоить материал.

Разбор заданий по подготовке к ОГЭ по информатике и ИКТ

В представлееном материале содержиться Спецификация заданий, баллы, и демо-вариантыКаждый вариант КИМ состоит из двух частей и включает в себя15 заданий.Часть 1 содержит 10 заданий с кратким ответом.В.

Методическая разработка по информатике "Разбор заданий первой части экзамена по информатике в рамках подготовки к ОГЭ"

Представленный методический материал соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данная разработка подготовлена с учётом содержания.

Оносновные понятия и команды в программе КУМИР

Тема урока: Оносновные понятия и команды в программе КУМИР Подготовил препода.

Тема урока: Оносновные понятия и команды в программе КУМИР Подготовил препода

1 слайд

Тема урока: Оносновные понятия и команды в программе КУМИР Подготовил преподаватель Бурдин А.Б.

Основная структурная единица языка КуМир — алгоритм. Программа на языке КуМир

2 слайд

Основная структурная единица языка КуМир — алгоритм. Программа на языке КуМир в простейшем случае состоит из нескольких алгоритмов, следующих один за другим. Алгоритмы в программе должны располагаться вплотную друг к другу, между ними могут быть только пустые строки и строки с комментариями. Разработчики языка "КуМир" преследовали цель создать простой язык для начального курса информатики, отвечающий современной технологии программирования и допускающий производственное использование. За основу был взят школьный алгоритмический язык. В разных языках программирования такие единицы называются по-разному, в КуМире такая единица называется "Исполнитель".

Переменная – именованная область памяти, используемая для хранения значения,

3 слайд

Переменная – именованная область памяти, используемая для хранения значения, которое можно изменить при выполнении программы. Константа – именованная область памяти, используемая для хранения фиксированного значения, которое невозможно изменить при выполнении программы.

ОБЩИЙ ВИД ОПИСАНИЯ АЛГОРИТМА алг имя_алгоритма тип_алгоритма дано условие_при

4 слайд

ОБЩИЙ ВИД ОПИСАНИЯ АЛГОРИТМА алг имя_алгоритма тип_алгоритма дано условие_применимости алгоритма надо цель_выполнения_алгоритма нач последовательность команд кон Описание алгоритма состоит из: Заголовка (часть до служебного слова нач) Тела алгоритма (часть словами нач и кон)

алг имя_алгоритма нач тело алгоритма кон НАЧАЛО КОНЕЦ ТЕЛО АЛГОРИТМА Блок-схе

5 слайд

алг имя_алгоритма нач тело алгоритма кон НАЧАЛО КОНЕЦ ТЕЛО АЛГОРИТМА Блок-схема алгоритма

ТИПЫ ВЕЛИЧИН ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОГРАММЕ Типы величин Как пишутся в программе Пр

6 слайд

ТИПЫ ВЕЛИЧИН ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОГРАММЕ Типы величин Как пишутся в программе Пример описания Целые цел 1 2 3 4и т.д. Вещественные вещ 0,5 2,3 1,345 Литерные лит а б в г В записи имен переменных могут быть использованы любые символы русского и латинского алфавита, а так же цифры. Имя не должно начинаться с цифры. На длину имен в системе КуМир строгих ограничений не накладывается, но для удобства редактирования и во избежание переполнения строк переменным и алгоритмам не стоит давать слишком длинные имена. Обычно имя подбирается так, чтобы можно было понять, для чего предназначен алгоритм. При редактировании программ также следует помнить о том, что русские и латинские буквы, сходные по написанию, различаются ЭВМ. Например, если при описании переменной с именем А пользователь набрал "А" на латинском алфавите, а в тексте алгоритма пытается обратиться к этой переменной, набирая ее имя на русском алфавите, то в данной строке на "полях" появится сообщение "имя не определено".

Арифметические операции и стандартные функции для работы с числами Название о

7 слайд

Арифметические операции и стандартные функции для работы с числами Название операции Как пишутся в программе Сложение а+б Вычитание а-б Умножение а*б Деление а/б Возведение в степень а**б Присваивание а:=б

ОПЕРАЦИИ СРАВНЕНИЯ ЧИСЕЛ Название операции Как пишутся в программе Равно а=б

8 слайд

ОПЕРАЦИИ СРАВНЕНИЯ ЧИСЕЛ Название операции Как пишутся в программе Равно а=б Не равно а<>б Меньше а<б Больше а>б Меньше или равно a<=б Больше или равно a>=б

ВСТРОЕННЫЕ ФУНКЦИИ Обращение Функция Типы Аргумента Функции

9 слайд

ВСТРОЕННЫЕ ФУНКЦИИ Обращение Функция Типы Аргумента Функции SIN(X) COS(X) TG(X) EXP(X) LN(X) ABS(X) SQRT(X) MOD(A,B) INT(X) ПИ синусх косинусх тангенсх экспонентах(ех) натур. логарифмх модульх корень квадратныйх остаток от деления (А на В) целая часть числа число "пи" — 3,14159 вещ вещ вещ вещ вещ вещ вещ вещ, цел вещ вещ вещ вещ вещ вещ вещ вещ вещ цел цел безаргум

КОМАНДЫ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА Вначале алгоритма объявляются переменные и кон

10 слайд

КОМАНДЫ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА Вначале алгоритма объявляются переменные и константы, которым будут присваиваться значения необходимые для расчетов. вещ а, р Сколько величин участвует в работе программы — столько и должно быть объявлено их вначале.

КОМАНДЫ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА Например команда: Вывод “введите сторону квадр

11 слайд

КОМАНДЫ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА Например команда: Вывод “введите сторону квадрата” в процессе работы программы будет отображаться в нижнем окне: ВВОД данных

КОМАНДЫ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА Например команда: ввод а после нажатия клавиши

12 слайд

КОМАНДЫ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА Например команда: ввод а после нажатия клавиши Enter будет отображена в правом окне, то есть в буфере обмена (в памяти) программы. ВВОД данных

КОМАНДЫ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА Например команда: р:=а*4 это ПРОЦЕСС, читается

13 слайд

КОМАНДЫ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА Например команда: р:=а*4 это ПРОЦЕСС, читается так: значению р присваивается переменная а умноженная на число 4 Выполнение операций

КОМАНДЫ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА Например команда: вывод “периметр =”, р в проц

14 слайд

КОМАНДЫ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА Например команда: вывод “периметр =”, р в процессе работы программы будет отображаться в нижнем окне, то есть будет выводиться результат работы программы. ВЫВОД данных

КОМАНДЫ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА ВЕТВЛЕНИЕ если условие то серия 1 иначе серия

15 слайд

КОМАНДЫ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА ВЕТВЛЕНИЕ если условие то серия 1 иначе серия 2 все если условие то серия 1 все ЦИКЛИЧЕСКИЕ нц число повторений раз тело цикла кц нц пока условие тело цикла кц Ветвление бывает полное и неполное. Цикл с предусловием (цикл пока) — цикл, выполнение которого повторяется, пока истинно условие цикла. Служебные слова НЦ (начало цикла) и КЦ (конец цикла)пишутся строго одно под другим и соединяются вертикальной чертой. Правее этой черты записывается повторяемая последовательность команд (тело цикла). Цикл с параметром (цикл для) — повторное выполнение тела цикла, пока целочисленный параметр пробегает множество всех значений от начального ( i1 ) до конечного ( in ):

16 слайд

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *