Как сохранить текст программы в turbo pascal

Иллюстрированный самоучитель по Turbo Pascal

Основные приемы работы в среде Турбо Паскаля. Работа с файлами.

Как уже говорилось, сразу после запуска Турбо Паскаля среда переходит в режим редактирования текста, в котором можно подготовить новую программу или исправить существующую.

Основной формой хранения текстов программ вне среды являются файлы. После завершения работы с Турбо Паскалем можно сохранить текст новой программы в дисковом файле с тем, чтобы использовать его в следующий раз. Для обмена данными между дисковыми файлами и редактором среды предназначены клавиши F2 (запись в файл) и F3 (чтение из файла).

Если Вы создаете новую программу, то среда еще не знает имя того файла, в который Вы захотите поместить текст этой программы, и поэтому она присваивает ей стандартное имя NONAME00.PAS (NO NAME – нет имени). Для сохранения текста программы в файле нужно нажать F2. В этот момент среда проверит имя программы и, если это стандартное имя NONAME, спросит, нужно ли его изменять: на экране появится небольшое окно запроса с надписью:

Save File as (Сохранить в файле с именем…)

Ниже надписи располагается поле для ввода имени файла, в котором можно написать нужное имя и нажать Enter – текст будет сохранен в файле. Если в имени опущено расширение, среда присвоит файлу стандартное расширение PAS. Если Вы захотите завершить работу с Турбо Паскалем, а в редакторе остался не сохраненный в файле текст, на экране появится окно с запросом:

NONAMEOO.PAS has been modified.Save? (Файл NONAME00.PAS был изменен. Сохранить?)

В ответ следует нажать Y(Yes – да), если необходимо сохранить текст в файле, или N (No – нет), если сохранять текст не нужно.

Среда Turbo (Borland) Pascal 7.0

Чтобы установить Turbo (Borland) Pascal 7.0, воспользуйтесь автоматизированным установщиком School Pak. School Pak — это лучший дистрибутив Turbo Pascal. Устанавливается следующим образом:

Необходимо запустить исполняемый файл установщика. По какому адресу загрузить School Pak, смотрите на сайте Humble Jedis.

Выберите папку, в которую должен быть установлен School Pak. Обычно установка производится в «Program Files», как и предлагается.

Здесь стоит отметить значок «Turbo Pascal» на «Рабочем столе».

Все готово, можно приступать к работе.

Вторая галочка — для системных администраторов, устанавливающих School Pak в терминальных классах. При домашнем использовании эти настройки менять не следует.

2. Запуск среды Turbo (Borland) Pascal 7.0

Нажмите на созданный установщиком значок Turbo (Borland) Pascal 7.0 (далее, TBP7.0) в Панели быстрого запуска…

…или на Рабочем столе.

Основные составляющие окна редактора среды TBP7.0 — это строка меню, редактор кода (не показан) и строка подсказок.

Окно редактора среды TBP7.0 может работать как в оконном режиме, так и в полноэкранном. Для перехода между режимами отображения используются клавиши «Alt + Enter». При щелчке мышью окно захватывает курсор мыши. Чтобы освободить мышь, используйте «Alt + F11».

3. Ввод программы

Чтобы создать новый файл, необходимо выбрать пункт меню «Новый» меню «Файл». Новый файл — это чистое, не заполненное окно редактора кода. После создания нового файла можно набирать новую программу и сохранять ее на диск.

Создадим новый файл и наберем программу «Hello, World!», приветствующую пользователя:

Используйте правый «Ctrl» для переключения раскладки на русский язык и левый «Ctrl» — для переключения на английский. В окне редактора кода программа выглядит следующим образом:

Можно заметить, что некоторые слова программы выделяются белым цветом, а другие остаются серыми. Белым цветом редактор кода выделяет ключевые слова языка. Если в написании допущена ошибка, то ее можно распознать, т. к. ключевое слово не будет подсвечено в белый цвет.

В первой строке программы мы объявили ее название — «Hello_World», ключевое слово «program» указывает на то, что мы хотим задать название программы. Данная конструкция не является обязательной.

Ниже идет подключение дополнительных модулей, о чем свидетельствует наличие ключевого слова «uses». В примере мы подключили модуль «CRT», предназначенный для работы с экраном в текстовом режиме.

Следующая строчка содержит ключевое слово «var», что означает, что мы собираемся описать переменные, используемые в программе. В примере объявлена одна переменная «Name», имеющая тип «string» (строка). В этой переменной программа будет хранить имя, введенное пользователем. Тип переменной «string» также является ключевым словом языка. Однако далеко не все типы данных подсвечиваются как ключевые слова.

В очередной строке встречается ключевое слово «begin», которое информирует о начале тела программы.

Следующие 5 строк — это и есть сама программа, которая последовательно выполняет следующие действия:

  1. Очищает экран от старой информации (ClrScr;).
  2. Выводит просьбу пользователю ввести свое имя (Write (‘Введите ваше имя: ‘);).
  3. Ожидает ввод от пользователя в переменную «Name» (ReadLn (Name);).
  4. Выводит на экран приветствие (WriteLn (‘Привет, ‘, Name,’ !’);).
  5. Ждет нажатия клавиши «Enter» для завершения программы (ReadLn;).

Последняя строка программы содержит ключевое слово «end» и точку в конце. Эта конструкция означает окончание программы.

4. Сохранение и открытие программы

После ввода программы ее необходимо сохранить на диск.

Для сохранения программы необходимо выбрать пункт меню «Сохранить» (или «Сохранить как. ») меню «Файл», либо нажать клавишу «F2».

В результате на экране появляется окно, в котором необходимо выбрать путь к папке, куда будет сохранена программа и ввести желаемое имя файла.

В нижней панели можно видеть текущий путь Y:\*.PAS. Y: — это «Мои документы». TBP7.0 может обычно работать только с «Моими документами». Все диски видны только, если Turbo Pascal был запущен с опцией «все диски». Ярлык для запуска с этой опцией есть в Главном меню, но этой опцией не рекомендуется пользоваться.

Для перехода на другой диск, необходимо указать букву диска (например, «D:») и нажать клавишу «Enter». Для перехода между папками нужно выбрать папку в списке и нажать «Enter». Чтобы перемещаться между полями ввода имени файла и списком файлов, не используя мыши, можно использовать клавишу «Tab» для перемещения вперед или «Shift + Tab» для перемещения назад.

Сохраните программу под именем «HELLO.PAS» в «Мои документы».

Расширение имени файла «.PAS» свидетельствует о том, что этот файл является исходным кодом программы на языке Pascal. После сохранения программы вверху редактора кода вместо надписи «NONAME00.PAS» появится имя файла сохраненной программы.

Теперь закроем сохраненную только что программу. Для этого необходимо выбрать пункт меню «Закрыть» меню «Окна» или нажать клавиши «Alt + F3».

В результате в редакторе кода не останется ни одной открытой программы.

Чтобы открыть сохраненную на диске программу, необходимо выбрать пункт меню «Открыть…» меню «Файл» или нажать клавишу «F3».

На экране появляется диалоговое окно, аналогичное тому, что было при сохранении программы. Необходимо выбрать нужную папку и из списка выбрать файл, соответствующей программы.

Введенная ранее программа опять появляется в редакторе кода в том же самом виде, в каком была в момент сохранения.

5. Редактирование программы в редакторе кода

Редактор кода позволяет изменять текст программы.

Для перемещения по тексту программы используются клавиши управления курсором. Текущее место нахождения обозначается текстовым курсором (мигающая черточка). Все вводимые с клавиатуры символы вводятся в позицию текстового курсора.

Клавиша «BackSpace» (←) позволяет удалить символ текста левее курсора, при этом весь текст сдвигается влево.

Клавиша «Delete» (Del) позволяет удалить символ правее курсора, текст программы также сдвигается влево.

Клавиша «End» перемещает текстовый курсор в конец строки.

Клавиша «Home» перемещает курсор в начало строки.

Клавиша «Page Up» (PgUp) перемещает курсор на один экран вверх.

Клавиша «Page Down» (PgDn) перемещает курсор на один экран вниз.

Добавим в нашу программу еще одну строку кода, в результате она должна выглядеть следующим образом:

Что бы быстро сохранить изменения на диск в тот же файл («HELLO.PAS»), нужно нажать клавишу «F2». Если программа была изменена и требует сохранения, то внизу слева в редакторе кода отображается звездочка (на рисунке — чуть выше «F1 Помощь»). Если программа сохранена — звездочка не отображается.

Редактор кода TBP7.0 позволяет работать с выделенными фрагментами текста. Выделенные фрагменты текста можно удалять, копировать и вырезать.

Для выделения фрагмента текста необходимо установить текстовый курсор в начало фрагмента и удерживая клавишу «Shift» перемещать текстовый курсор. Весь текст, через который проходит курсор, оказывается выделенным.

Выделите строчку «WriteLn (‘До свидания . ’);». Окно редактора кода примет вид:

Для того чтобы скопировать выделенный фрагмент в буфер обмена, необходимо выбрать пункт меню «Скопировать» меню «Правка» или нажать клавиши «Ctrl + Insert».

Чтобы вырезать фрагмент кода, необходимо выбрать пункт меню «Вырезать» меню «Правка» или нажать клавиши «Shift + Delete». В случае вырезания текста, выделенный текст удаляется и помещается в буфер обмена.

Чтобы вставить текст из буфера обмена в текущую позицию курсора, необходимо выбрать пункт меню «Вставить» меню «Правка» или нажать клавиши «Shift + Insert».

Чтобы удалить выделенный фрагмент кода, не помещая его в буфер обмена, необходимо выбрать пункт меню «Удалить» меню «Правка» или нажать клавишу «Delete».

Чтобы снять выделение, необходимо нажать одну из клавиш управления курсором.

Произведите необходимые действия для того, чтобы код программы в редакторе кода принял следующий вид:

Если это удалось сделать, не прибегая к повторному набору текста, значит урок по работе с буфером обмена освоен.

Удалите выделенный на рисунке выше фрагмент кода.

Любые действия, произведенные в редакторе кода, могут быть отменены. Для отмены последнего шага, необходимо выбрать пункт меню «Откат» меню «Правка» или нажать клавиши «Alt + BackSpace». Отменять можно не только на один шаг назад, но и на несколько, последовательно выполняя описанные манипуляции.

Ошибочно отмененное действие можно вернуть, выбрав пункт меню «Повтор» меню «Правка».

Отмените последние действия, чтобы код в редакторе кода вновь принял тот вид, какой он имеет на рисунке выше. Удалите все дублирующие строки программы, чтобы осталась только одна строка вида «WriteLn (‘До свидания . ’);». Сохраните код программы.

6. Запуск и компиляция программы

Для запуска программы на исполнения, необходимо выбрать пункт меню «Запустить» меню «Выполнить» или нажать клавиши «Ctrl + F9».

Если программа не содержала ошибок, то результат ее работы появится на экране.

Во время запуска программа автоматически компилируется исполнимый EXE-файл и сохраняется с именем программы в папку «Мои документы\SCHOOL.PAK\TEMP».

Для того, что бы откомпилировать программу и получить EXE-файл, но не запускать ее, необходимо выбрать пункт меню «Переделать» меню «Компиляция» или нажать клавишу «F9»

В папке с программой появляется BAK-файл, который содержит текст программы до момента ее последнего сохранения. Из этого файла можно восстановить исходный код программы, который был до последнего сохранения, если сохраненная версия содержит ошибки и требуется вернуть то, что было.

Внимание! Не пытайтесь запустить этот файл напрямую. Он может запуститься и работать, но не надейтесь, что так будет везде. Если запускать DOS-программу напрямую, вызывается виртуальная машина NTVDM, а вместе с ней возвращаются все те проблемы, которые решает School Pak. Если нужно сделать программу для запуска на другом компьютере, во избежание неприятных сюрпризов прочитайте главу «Создание программ для запуска на других компьютерах».

7. Отладка программы

Удалите кавычки в строке «WriteLn (‘До свидания. ’);». Мы допустили ошибку, строковая константа обязана быть заключена в одинарные кавычки. Попробуйте запустить программу после этого (клавиши «Ctrl + F9»). Компилятор выдаст ошибку:

Фраза «До свидания. » не была воспринята как строковая константа.

Текст ошибки высвечивается вверху редактора кода на красном фоне, а текстовый курсор автоматически перемещается в ту позицию кода, где допущена ошибка.

Таким образом легко находятся ошибки времени компиляции программы. Однако с точки зрения синтаксиса Pascal программа может быть вполне корректна, но выполняемые ею действия могут не соответствовать поставленной задачи. Такого рода ошибки компилятор не способен распознать и их поиск целиком ложится на программиста.

Закройте исходный код программы, с которым мы работали ранее и создайте новый файл. Наберите в нем следующую программу:

Программа заведомо содержит ошибку, которая будет обнаружена компилятором. Устраните эту ошибку и добейтесь того, что бы программа запустилась на выполнения.

Введите год своего рождения. Программа вычислит возраст. Текущий год содержится в константе «Year», если он не соответствует сегодняшнему году, измените его соответствующим образом.

Запустите программу и проанализируйте результат ее работы. Не смотря на то, что мы уже исправили две очевидные ошибки и программа выглядит вполне корректно, она почему-то выдает возраст в виде отрицательного, а не положительного числа.

Для того, чтобы найти строку программы, в которой содержатся ошибочные инструкции, можно воспользоваться отладочным режимом TBP7.0.

Среда TBP7.0 позволяет просматривать значения переменных во время выполнения программы. Добавить новую переменную, значение которой нас интересует, можно в пункте меню «Добавить наблюдение. » меню «Отладка» или нажав клавиши «Ctrl + F7».

В нашей программе всего 2 переменные: «BY» и «Age». Добавьте их в список Наблюдений. Чтобы отобразить список Наблюдений на экране, необходимо выбрать пункт меню «Наблюдения» меню «Отладка».

Запустим программу в режиме трассировки. В режиме трассировки программа выполняется по шагам, при этом можно наблюдать изменения значений переменных программы.

Чтобы запустить программу в режиме трассировки, необходимо выбрать пункт меню «Войти в подпрограмму» меню «Пуск» или нажать клавишу «F7». После этого будет выполнен первый шаг программы, а в окне Наблюдений высветится текущее значение переменных. Для перехода к следующему шагу программы нужно нажать клавишу «F7» повторно.

Найдите ту строку программы, после выполнения которой в переменной «Age» появляется отрицательное значение. Именно эта строка и содержит ошибку в коде, в результате которой мы получаем неверный результат.

Исправьте найденную ошибку и добейтесь того, что бы программа выдавала правильные ответы.

Если во время пошагового выполнения требуется приостановить работы программы, то нужно выбрать пункт меню «Сбросить программу» меню «Пуск» или нажать клавиши «Ctrl + F2».

Пошаговое выполнение программы неудобно в том случае, если программа очень большая. Нужно сделать много шагов, прежде чем выполнение программы дойдет то нужной точки. В таком случае отладчик TBP7.0 позволяет устанавливать точки останова, начиная с которых программа перейдет в режим трассировки (т.е. пошагового исполнения).

Для добавления новой точки остановки необходимо переместить текстовый курсор в нужную строку программы, выбрать пункт меню «Добавить точку останова. » меню «Отладка» и нажать кнопку «OK». Строка, в которой установлена точка останова выделяется красным цветом.

Удалить установленные точки останова можно через пункт меню «Точки останова. » меню «Отладка».

После установки всех необходимых точек останова, программа запускается в обычном режиме (клавишами «Ctrl + F9»).

Как только выполнение программы доходит до точки останова, программа прерывается и переходит в режим пошагового исполнения. К следующему шагу можно перейти, нажав клавишу «F7». Также можно вывести окно Наблюдений для просмотра значений переменных.

Что бы перейти из режима трассировки в режим обычного исполнения программы, необходимо нажать клавиши «Ctrl + F9». Программа продолжит выполнения до момента встречи новой точки останова или до своего окончания.

Дополнительные возможности среды Turbo (Borland) Pascal 7.0

1. Настройки компилятора

Компилятор – это специальная программа, которая переводит программу на языке Pascal в машинный код компьютера.

Среда TBP7.0 позволяет изменять параметры компилятора. Для этого необходимо выбрать пункт меню «Компилятор. » меню «Опции».

Окно настроек компилятора имеет множество опций.

В выпадающем списке «Установки компилятора для» можно выбрать способ компиляции программы. По умолчанию используется «Реальный режим», т.е. компиляция для реального режима работы процессора (именно в этом режиме процессора работает операционная система MS-DOS). Можно выбрать способ компиляции для защищенного режима процессора и для Windows. Однако для неподготовленного пользователя эти режимы не представляют интереса и данный параметр менять не стоит. Дальнейшие настройки будем проводить именно для реального режима.

Из всех остальных опций наибольший интерес представляют блоки «Ошибки выполнения» и «Отладка».

Для того, что бы использовать все возможности отладчика среды TBP7.0 (просмотр значений переменный во время выполнения программы, задание точек останова, режим трассировки программы, обнаружение ошибок времени выполнения и прочего), компилятору необходимо добавлять в генерируемый им машинный код дополнительные команды, которые не прописаны в программе, но реализуют функции отладчика.

Это позволяет программисту пользоваться всеми преимуществами отладки программы, но при этом в машинном коде появляются лишние, не нужные с точки зрения решаемой задачи, команды.

До тех пор, пока программа не готова полностью и не отлажена, желательно активировать все опции блоков «Ошибки выполнения» и «Отладка». Если всё в порядке, все эти опции должны быть уже активированы. Однако для готовой программы (то есть для конечного продукта) отладочная информация в коде оказывается не нужной и только увеличивает его размер и снижает производительность программы.

Поэтому, в момент последней завершающей компиляции, желательно убрать все опции блоков «Ошибки выполнения » и «Отладка». Убирать эти опции рекомендуется не в окне настроек компилятора, а с помощью директив компилятора в исходном тексте программы.

Блок настроек «Опции синтаксиса» позволяет определить синтаксические нюансы программы, компилируемой в среде TBP7.0. Например, опция «Расширенный синтаксис» указывает на возможность использования в программе расширенного синтаксиса, который, в частности, позволяет создавать массивы с нулевыми индексами.

Нужно отметить, что среда разработки TBP7.0 создавалась в тот период, когда еще были компьютеры, работающие на процессорах Intel 8086 или не имеющие математического сопроцессора. Однако сейчас все современные компьютеры поддерживают функции математического сопроцессора FPU и все команды, которые были добавлены в реальный режим работы процессора.

Тем не менее, есть веские основания использовать эмуляцию. Тип Real, наиболее часто используемый в программах на Turbo Pascal, имеет нестандартный размер 48–бит. К сожалению, этот нестандартный тип чисел с плавающей точкой реализован в DOSBox версии 0.72 нестабильно. Это один из редких минусов использования DOSBox. В следующих версиях DOSBox это может быть исправлено, но на данный момент не включайте опцию «8087/80287» и не выключайте опцию «Эмуляция».

Имеет смысл указать компилятору на то, чтобы генерируемый код использовал все поддерживаемые команды. Для этого необходимо установить опцию «Инструкции 286» блока «Генерация кода», что будет означать поддержку все команд реального режима процессора (т.е. команд, поддерживаемых процессором Intel 80286).

Стоит заметить, что компилятор среды TPB7.0 не поддерживает команды, появившиеся в более новых моделях процессоров, чем Intel 80286/80287.

Настройки сохраняются автоматически при выходе из среды («Alt + X»). Сохраняются настройки, позиции открытых окон, выражения в окне Наблюдений, практически все.

2. Использование справки

Невозможно запомнить все функции всех существующих модулей, имеющихся в среде TBP7.0. Одним из важных навыков хорошего программиста должно быть умение найти нужную ему информацию.

В среде TBP7.0 существует подробная справка по всем функциям и процедурам модулей, которые поставляются вместе со средой. Для вызова справки по командам языка необходимо выбрать пункт меню «Указатель» меню «Помощь» (или нажать клавиши «Shift + F1»).

В открывшемся окне представлен список всех команд. Для просмотра информации по какой-либо команде необходимо навести на нее текстовый курсор и нажать клавишу «Enter».

Чтобы развернуть окно справки, нужно нажать клавишу «F5». Повторное ее нажатие обратно сворачивает окно. Для его закрытия используется клавиша «Esc».

Для облегчения поиска нужной команды достаточно набрать на клавиатуре первые символы команды и курсор сам переместится в то место странички, где содержится ссылка на описание данной команды.

Откройте на просмотр описание команды «ReadLn».

В описании дается заголовок команды с указанием всех необходимых ей параметров.

Ссылки «Смотри также» позволяют просмотреть описание команд, схожих с той, что представлена в данный момент. Ссылки «Пример» позволяют посмотреть примеры использования описываемой команды. Код примера может быть скопирован в буфер обмена и использован в редакторе кода. Выделение текста и копирование в окне справки осуществляется так же, как и в окне редактора кода. Кроме того, просматривая любой пример, можно вызвать контекстное меню правым щелчком мыши (или клавишами «Alt + F10») и выбрать пункт меню «Скопировать пример».

Чтобы вернуться на предыдущее описание (например, из просмотра примера использования команды на описание самой команды), необходимо нажать клавиши «Alt + F1».

Также по клавише «Alt + F1» (или выбрав пункт меню «Предыдущая тема» меню «Помощь») можно вернуться к просматриваемой ранее страницы справки после закрытия окна справки.

Еще одним способом получить справку по нужной команде языка является вызов контекстной справки. Для этого необходимо навести текстовый курсор в редакторе кода на название команды и выбрать пункт меню «Поиск темы» меню «Помощь» (или нажать клавиши «Ctrl + Shift + F1» или «Ctrl + F1»). Если описание указанной команды присутствует в системе помощи, то откроется окно, содержащее это описание. Если такой команды там нет, то в открытом окне будет перечень всех команд и курсор будет перемещен на наиболее похожую команду.

Наберите в редакторе кода следующую программу:

Сохраните программу в своей папке и запустите ее на выполнение.

Программа просит от пользователя ввести значения двух переменных: A и B, затем вычисляет значение переменной C по формуле:

C := Sqrt (Sqr (A) + Sqr (B));

Определите с помощью системы помощи, для чего нужны функции Sqrt() и Sqr() и что в итоге считает данная программа.

Скопируйте код программы, приведенной в качестве примера в описании функций Sqrt() и Sqr() в окно редактора кода, предварительно создав новый файл. Сохраните его в свою папку и запустите на выполнение.

Можно заметить, что на экран ничего не выводится. Это происходит потому, что после выполнения программы среда TBP7.0 автоматически возвращается в редактор кода и мы не успеваем увидеть результат.

Что бы этого не происходило, мы использовали команду «ReadLn;», которая ждала нажатия клавиши «Enter» и только потом завершалась программа.

Если в конце программы «ReadLn;» не используется, то можно вернуть окно исполнившейся программы на экран при помощи пункта меню «Экран пользователя» меню «Отладка» (или клавиши «Alt + F5»). Вернуться обратно в окно редактора кода можно клавишей «Esc» или повторным нажатием клавиш «Alt + F5».

Добейтесь у себя такого же результата.

3. Работа с системным буфером обмена

Часто возникает необходимость скопировать исходный текст из TBP7.0 в другое приложение или наоборот. Встроенный буфер обмена в TBP7.0 для этого не подходит. Операции нужно делать на уровне файлов. Одна из возникающих при этом проблем — несоответствие кодировок. Чтобы файлы нормально читались, нужно использовать редактор, понимающий кодировку DOS 866. К таким редакторам относится WordPad. WordPad является стандартным компонентом Windows, и установлен практически везде. Запустим WordPad: Пуск → Все программы → Стандартные → WordPad. Откроем в нём, например, HELLO.PAS.

Для этого в WordPad нужно выбрать пункт меню «Открыть. » меню «Файл». В открывшемся диалоговом окне нужно выбрать тип файлов «Текстовые документы MS-DOS», а затем в поле «Имя файла» написать *.PAS и нажать Enter. После этого станут видны все программы на Turbo Pascal.

Откроем HELLO.PAS, самую первую программу.

Теперь этот текст можно скопировать (клавиши «Ctrl + C» или пункт меню «Копировать» меню «Правка») и вставить в другое приложение, например, в поле редактирования на форуме. Не забывайте сохранить в TBP7.0 программу, если она изменена. Иначе WordPad откроет старую версию.

Обратно аналогично. В TBP7.0 нужно создать новый файл и сохранить его под именем, например, HELLO2.PAS. Затем окно с пустым файлом нужно закрыть («Alt + F3») и открыть этот файл в WordPad, как было описано выше.

Этот текст не нужно набирать вручную. Скопируйте и вставьте его в WordPad:

Окно WordPad должно выглядеть так:

Сохраните файл в WordPad (клавиши «Ctrl + S» или пункт меню «Сохранить» меню «Файл»). Затем откройте его в TBP7.0. Если вы следовали инструкциям, файл HELLO2.PAS был закрыт, и закрыт недавно, и он есть в списке последних файлов:

Откройте его и убедитесь, что все совпадает:

В принципе, файл можно создавать и в самом WordPad, но TBP7.0 может его в этом случае не увидеть до следующего запуска. То есть, файл будет существовать, но TBP7.0 его просто не покажет в списке файлов. Клавиши «Ctrl + F11» могут устранить эту проблему. Но лучше создавать файлы в самом TBP7.0.

Сохранение текста программы в файл

– выбрать меню «File \ Save as…» (Файл \ Сохранить как) и ввести имя файла в полеSave file as(по умолчанию Turbo Pascal устанавливает имя NONAMExx.PAS; необходимо указать другое наименование файла, используя при этом англоязычные символы);

В дальнейшем для сохранения изменений будет достаточно щелкнуть клавишу F2 (или выбрать меню File\Save).

Загрузка текста программы из файла

– выбрать меню «File \ Change dir…» (Файл \ Сменить директорию) и указать диск и каталог, в котором находитсяpas-файл с сохраненным текстом программы;

– выбрать меню «File \ Open»; откроется окно с возможностью выбора имени файла программы (это окно можно вызвать также путем нажатия клавиши F4); нажмите Tab для перехода к списку файлов, выберите необходимый файл и нажмите Enter. Исходный код программы, содержащийся в указанном файле, будет загружен в окно редактора кода.

Запуск программы на выполнение

Для запуска программы на выполнение воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+F9. Будет произведена компиляция программы (преобразование исходного текста программы в машинный код), в ходе выполнения которой на экране будет отображаться окно компиляции «Compiling». Если в ходе компиляции обнаружены ошибки, то выдается сообщение об ошибке и курсор указывает место, где необходимо внести исправления (см. п. 1.9). Если ошибок не обнаружено, то программа будет запущена на выполнение. При этом программа выводит пользователю подсказки для ввода данных, осуществляет необходимые вычисления и печатает на экране результаты своей работы.

Просмотр результатов работы программы

После того, как программа полностью выполнилась, на экране вновь появится окно редактора кода. Если вы не успели увидеть результаты работы программы, то нажмите клавиши Alt+F5: в результате будет снова открыто окно с результатами работы программы.

Выход из среды Turbo Pascal

Выход из TurboPascalвыполняется с помощью нажатия клавиш Alt+X или выбора пункта меню File \Exit. Если программа не была сохранена или были внесены изменения после ее сохранения, то вам будет предложено сохранить текст программы.

1.6.3. Использование помощи в среде TurboPascal

Для помощи программисту в интегрированной среде Turbo Pascal предусмотрена обширная система справки (пункт Help главного меню).

Для открытия окна Help можно:

– нажать F1 (в любой момент времени);

– установить курсор под словом и нажать клавиши Ctrl+F1 для получения справочной информации по выбранному слову.

Для закрытия окна Help нажмите Esс.

1.7. Сведения по структуре и операторам Pascal-программы

Структура программы на языке Pascalимеет следующий вид:

Вначале должно быть указано имя программы (после ключевого слова PROGRAM), затем следует раздел описаний.Послераздела описаний следует раздел операторов, расположенный внутри ключевых словBEGINиEND. В конце программы, после ключевого словаENDдолжна стоять точка.

Ниже представлен пример самой простой программы на языке Pascal, которая выводит на экране надпись «HelloWorld!»(Привет, мир!):

programHello;

Рекомендуется напечатать текст простой программы в среде TurboPascalи запустить ее на выполнение (см. п. 1.6.2). Для просмотра текста, напечатанного на экране, необходимо нажатьAlt+F5.

Внимание!Если установленная у вас версияTurboPascalне поддерживает русский язык, то для вывода сообщений и печати комментариев используйте транслитерацию с помощью английских символов. Например, вместо сообщения «Введите любое число» вы можете написать «Vvediteluboechislo». Если вы в достаточной мере владеете английским языком, то можно написать «Enteranynumber». В методических указаниях для вывода сообщений и комментариев используется преимущественно русский язык, но это совершенно не принципиально.

Ниже приведен пример программы, требующей от пользователя ввести некоторое число, далее это число возводится в квадрат и полученное значение печатается на экране:

programKvadrat;

Writeln(‘Введите любое число:’);

Writeln(‘Результат возведения в квадрат:’,Xkvadr)

Ниже представлены необходимые пояснения к данному примеру:

1) Выделенные жирным шрифтом слова PROGRAM,VAR,BEGIN,ENDявляются «ключевыми словами». Ключевые слова определяют структуру программы, они располагаются в строго определенных местах.TurboPascalвыделяет ключевые слова определенным цветом (см. рисунок 1.1). Вы не можете объявить свою переменную с таким же именем.

2) Имя программы (Kvardat), имена переменных (X, Xkvadr), а также наименования любых объектов на языкеPascalявляются «идентификаторами» и могут состоять только из латинских символов, цифр от 0 до 9 и знака подчеркивания «_». Длина идентификатора не должна быть более 32 символов, наименование идентификатора не может начинаться с цифры. Примеры правильных идентификаторов:

Laba1,My_First_Program,Kolvo1,RadiusKruga.

Неправильные идентификаторы: 1Laba(цифра спереди),Lab rab 1(пробел недопустим),ПерваяПрограмма(русские символы недопустимы).

3) Каждая строка в примере снабжена подробным комментарием. Комментариив программе являются поясняющим текстом, основная цель которого – не дать программисту забыть назначение тех или иных участков его программы даже по прошествии длительного времени. Для оформления комментариев служат фигурные скобки, например или круглые скобки со звездочками, например(* Это тоже комментарий *).

4) Каждый оператор (т.е. инструкция, выполняющая какое-либо действие) должен заканчиваться символом «;». Однако, если оператор расположен непосредственно передEND, то символ «;» не является обязательным. Символ «;» в языкеPascalотделяет операторы друг от друга.

5) При выводе сообщения на экран (с помощью оператора Writeln) текст должен располагаться внутри одинарных кавычек (апострофов). На клавиатуре символ апострофа «’» расположен на той же клавише, где буква «Э», рядом с «ENTER». Пример:Writeln(‘Введите любое число:‘).

6) При использовании оператора Writeln, осуществляющего печать заданного текста на экране, все параметры должны находиться в круглых скобках. Если необходимо вывести на экран несколько значений (текстовых и числовых), то между ними должна стоять запятая «,».

7) При использовании оператора Readln, требующего от пользователя ввести необходимые данные, переменная, в которую будет записано введенное пользователем число, должна находиться в круглых скобках. Кроме того, с помощью одного оператораReadlnможно потребовать от пользователя ввести сразу несколько чисел. В этом случае в программе должно быть объявлено соответствующее количество переменных, а в оператореReadlnэти переменные должны быть перечислены через запятую «,».

8) Перед тем, как с помощью оператора Readlnтребовать от пользователя ввести какие-либо данные, необходимо с помощью оператораWritelnинформировать пользователя о том, какие данные ему нужно ввести.

9) Оператор присваивания «:=» работает следующим образом: сначала вычисляется выражение, расположенное справа от оператора присваивания, затем полученный результат записывается в переменную, расположенную слева от оператора присваивания. Эта переменная должна быть использована в дальнейших операторах программы, например в операторе Writelnдля вывода ее значения на экран.

10) Числовое выражение, расположенное справа от оператора присваивания, может включать математические операции сложения «+», вычитания «–», умножения «*», деления «/», целочисленного деления «div» (отбрасывается остаток), получения остатка от целочисленного деления «mod». Операции умножения и деления являются более приоритетными, чем операции сложения и вычитания. Как и в математике, приоритетом вычисления можно управлять с помощью круглых скобок, например:Y:= ((A+B) / (A–B)) *X.

В языке TurboPascalотсутствует операция возведения в степень, однако эту «проблему» можно легко обойти. Например операторY:=X*X*Xвозводит числоXв 3-ю степень и записывает результат в переменнуюY.

11) Перед использованием любой переменной ее необходимо объявить в разделе описаний. Если переменная не объявлена, то ее нельзя указывать в операторах Writeln,Readln, а также в любых других операторах (будет выдаваться ошибка «Unknown identifier», см. п. 1.9).

12) Переменные в языке Pascalобъявляются в секцииVAR. Сначала указывается имя переменной, затем символ двоеточия «:», после чего следует тип переменной и завершается строка символом «;». В одной секцииVARможно объявить любое количество переменных. Если нужно объявить несколько переменных с одинаковым типом, то можно перечислить эти переменные через запятую. Пример:

Тип INTEGERсоответствует целым числам. ПеременнаяN, объявленная целочисленной, может принимать любоецелоезначение от -32768 до 32767. Эти ограничения связаны с тем, что для любой переменной в языкеPascalвыделяется некоторый ограниченный объем памяти. Для переменной, имеющей типINTEGER, выделается 2 байта (16 бит) памяти. Кроме того, в языкеPascalвы можете для объявления целочисленной переменной использовать следующие типы:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *