Как сделать сайт html css

Создание сайта html в блокноте с нуля

Если сайт состоит из одной или нескольких страниц и в ближайшей перспективе не будет наполнятся большим количеством контента или обрастать сложным функционалом (интернет магазин, каталог товаров, форум и прочее). То создать такой сайт лучше на html в блокноте.

  1. Для этого понадобится готовый дизайн сайта собственного производства или скачанный из сети psd исходник. Его нужно раскроить для верстки html.
  2. Блокнот, а именно NotePad++. Его можно скачать с официально сайта.
  3. Файл index.html. Его можно создать в любой удобной папке на компьютере. Но лучше выдели отдельную папку для своего сайта и размести его там. У меня это папка c:\site\index.html
  4. Файл c:\site\style.css. Это файл стилей, зачем он нужен станет понятно позже.
  5. Папка c:\site\images. В эту папку нужно поместить все изображения нужные для будущего сайта.
  6. Купить хостинг и домен если нужно сайт выложить в интернете

Для удобства я сделал архив с изображениями и уже готовыми пустыми файлами index.html и style.css. Скачай и распакуй архив в нужную тебе папку.

Для работы сайта в сети необходим веб-сервер. Сервер при обращении к домену или папке сайта без указания конкретного файла будет искать в ней index.html или index.php если не найдет отобразит список файлов папки.

Так как у нас простая html страничка нам не потребуется установка сервера на нашем компьютере, так как язык разметки понимает любой браузер. Однако если потребуется использование php, то просто браузером уже не обойтись.

Создание сайта html в блокноте

Теперь нужно открыть файл index и style в NotePad++

Открыть файлы html в блокноте

Структура html документа

Скопируй код в файл index.html

Теперь открой его в браузере, должно получится так:

Вставить код в блокнотТак выглядит сайт html в браузере

В кратце опишу что значат эти теги. Если хочешь подробнее разобраться то по googl-и как говорится информации на эту тему море.

Указываем браузеру по какому стандарту нужно отображать страницу:

Тег html говорит о том где начинается и заканчивается html документ

Тег head необходим для размещения служебной информации, тут подключаются стили, скрипты и размещена meta информация страницы. Посетители сайта не видят содержимого этого тега.

Тег body содержит разметку страницы, содержимое этого тега видят посетители сайта.

Верстка или создание сайта на html

В процессе верстки сайта будут встречаться теги и атрибуты описать которые в данной статье невозможно. Поэтому рекомендую пользоваться сайтом htmlbook.ru. Кроме того советую внимательно изучать каждый тег и стиль css, который тебе встречается.

Итак что будем верстать:

макет сайта

Фон и основной каркас сайта

Замени содержимое своего файла index.html на следующее:

И добавь в style.css такой код:

Обнови страницу с сайтом в браузере (F5), должно получится так:

Каркас html сайта

Шапка сайта

Добавьте в тег div с идентификатором basic следующий код:

Что бы получилось следующее:

И добавляем в файл css строки:

Верхнее меню сайта

Что бы на нашем html сайте появилось навигационное меню, которое изображено в макете добавить в index.html после:

Что бы получилось так:

А в файл style.css:

Теперь сайт имеет логотип телефон и меню при наведении на которое меняется фон:

Логотип, меню и телефон html сайта

Левое меню и контент

Пришло время сделать левое меню и блок с контентом. Для этого копируем код и тщательно изучаем, что к чему. После блока:

Файл index.html будет выглядеть вот так:

И в конец файла css копируем:

Если все сделано правильно получится сайт как на картинке ниже:

Создание html сайта в блокноте

Подвал сайта

Теперь весь файл index.html выглядит вот так:

В файл css добавляем код в самый низ:

Теперь весь файл style.css выглядит следующим образом:

А сам сайт вот так:

сайт на html в блокноте готов

Другие страницы сайта и ссылки меню

Получился сайт, но при клике на ссылки меню ничего не происходит. Поэтому нам нужно придумать название страниц, прописать их в URL меню и создать страницы с этими названиями.

Названия страниц должны быть уникальными и состоять из латинских символв. Я просто перевел названия пунктов меню на транслит.

  • o-nas.html – О нас
  • assortiment.html – Ассортимент
  • otzivi.html – Отзывы
  • zabronirovat-stolik.html – Забронировать столик
  • nashi-klienty.html – Наши клиенты
  • kontakty.html – Контакты

То же самое нужно сделать и с левым меню.

  • kofe-ayrish.html – Кофе Айриш
  • kofe-amerikano.html – Кофе Американо
  • kofe-glyase.html – Кофе Глясе
  • kofe-dippio.html – Кофе Диппио
  • kofe-kapuchino.html – Кофе Капучино
  • kofe-kon-panna.html – Кофе Кон Панна
  • kofe-koretto.html – Кофе Коретто
  • kofe-latte.html – Кофе Латте
  • kofe-lungo.html – Кофе Лунго

Теперь открываем index.html в NotePad++ и добавляем нужные ссылки соответствующему меню, что бы получилось так:

Теперь жми “Сохранить” потом “Файл > Сохранить как” и сохраняй для каждой ссылки файл с соответствующим именем в папке с файлами сайта. Вот что получилось у меня:

Ссылки меню и страницы html сайта

Все сайт готов. Осталось только поменять в каждой странице контент.

У такого сайта не смотря на его простоту есть очень большой недостаток. Что бы поменять один пункт меню или элемент дизайна придется это делать это в каждом сайте. Когда страниц больше 10 начинается страшная путаница при его обслуживании. Так что создание сайта html в блокноте советую делать только для очень маленьких сайтов или одно-страничных LandingPage. А для полноценных сайтов осваивать CMS (они не так сложны как кажется).

Верстаем сайт на HTML5 и CSS3. Часть 1

разметка сайта

От автора: с тех пор, как в сети стали появляться статьи, демонстрирующие новые свойства HTML5 и CSS3, у меня родилась идея создания верстки сайта без изображений. Взяв на вооружение улучшения HTML5 и CSS3 (по сравнению с предыдущими почтенными спецификациями), не слишком сложно сверстать достойно выглядящий веб сайт, которому не придется полагаться на изображения в качестве элементов разметки.

html5css

Вот изображение сайта, который мы будем верстать на HTML5 и CSS3:

demo

Практический курс по верстке адаптивного сайта с нуля!

Изучите курс и узнайте, как верстать современные сайты на HTML5 и CSS3

Перед тем, как мы приступим к практическим шагам, я Вам рекомендую просмотреть демо-результат работы.

Также скачайте исходники себе на компьютер!

demo

Выше на изображении вы видите контент папки, содержащей финальную демоверсию страницы – как и обещано, ни одного изображения. У нас имеется страница HTML с «продвинутой» разметкой, файл CSS, содержащий стили, управляемые CSS3 и папка, содержащая несколько шрифтов, которые мы собираемся вставить, применив правило @font-face.

Как обычно, я советую расположить все содержимое сайта в файле index.html еще до того, как вам в голову придет перейти к CSS, так что давайте прямиком к этому и приступим.

Верстка на HTML5 — разработка быстрее, а код гибче

Вдобавок к размещению новых семантических элементов HTML5 еще и сильно укорачивает код.

Заметно, что они вышли гораздо аккуратнее, чем то, что у вас получилось бы, если писать HTML4 или XHTML. Объявление doctype занимает всего четыре буквы.

А вот как это было раньше:

Способ HTML5 гораздо лучше, правда? Далее мы открываем тэг html и устанавливаем язык документа. (Подтэг своего языка можно найти в IANA Language Subtag Registry). Еще одно заметное тут изменение – отсутствие кавычек, окружающих значение en. Вам приходилось для подтверждения правильности включать кавычки в XHTML, но исходя из того, что это HTML5, они больше не необходимы.

Может, это покажется совсем небольшим выигрышем: сколько (кило)байт вы сэкономите на нескольких кавычках? Но ведь страница грузится не единожды; со временем она вам за все отплатит. У вас в действительности может приключиться другая сложность — по привычке вы продолжите добавлять кавычки. Если в своем любимом текстовом редакторе вы пользуетесь великолепным плагином Zen Coding, то он добавляет кавычки автоматически. Единственное решение проблемы – найти и убрать их все после окончания работы над файлом.

В элементе head мы сначала определяем набор символов и добавляем заглавие. Весьма стандартно, без кавычек. Двигаясь дальше, вставляем условный комментарий, внутрь которого загружаем файл JavaScript, который поможет нам работать с Internet Explorer (IE) 8 и более ранними его версиями.

Условный комментарий – это вид HTML-комментария, который Microsoft использует в IE, по сути, для реализации отдельных (или всех) версий своего браузера.

Используемый нами здесь комментарий проверяет, является ли браузер, открывающий страницу, Internet Explorer’ом с номером версии менее 9. Другой комментарий, который мы бы использовали, это: ; он проверил бы, является ли открывающий страницу браузер IE версией ниже или равной 8. По существу, между этими двумя комментариями нет разницы; они оба направлены на один ряд версий IE, так что можете взять любой.

Причина включения скрипта HTML5Shiv Реми Шарпа (Remy Sharp) кроется в отсутствии у Internet Explorer’а поддержки элементов HTML5. Проблема IE в том, что он не применяет никаких стилей CSS к элементам, которые не распознает. Таким образом, чтобы заставить более старые версии IE правильно выполнять элементы HTML5, нам нужно при помощи JavaScript создать незнакомые элементы.

Продвигаясь к тэгу body, размечаем область заголовка своей страницы, где полно элементов HTML5:

Элемент Header

Сразу же после открытия тэга body мы воспользуемся одним из новых элементов HTML5 – header. Вот какое определение дает элементу заголовка консорциум Word Wide Web (W3C):

Элемент заголовка (header) представляет вступительную группу или вспомогательные средства навигации.

Следуя их рекомендации, элемент header будет содержать наш логотип, подзаголовок и основную навигацию. При вводе элемента заголовка header у нас появляется деталь разметки, содержащая все те части страницы, которые мы интуитивно считаем заголовком. (Или все те детали страницы, которые будут вложены в элемент div с id заголовка.) На странице элемент header можно употребить не один раз, и мы снова будем пользоваться им внутри элементов article, в которых будут содержаться вступления к постам.

Элемент Hgroup

Первым внутри элемента заголовка идет другой новый тэг – hgroup. Мы воспользуемся им для показа соответственно логотипа нашего сайта и подзаголовка в тэгах h1 и h2.

Элемент hgroup используется для группирования набора элементов h1-h6, когда у заголовка имеются множественные уровни, такие как субименования, альтернативные названия или подзаголовки.

Элемент hgroup может смотреться излишним, пока вы не обернете, как обычно, заголовки в элемент div для того, чтобы у названия или субименования(й) был обычный фон или стиль. Однако в схеме документа hgroup играет важную роль. Алгоритм схемы проверяет вашу страницу и передает структуру заголовка. Проверить набросок своей работы с помощью инструмента Outliner. Когда алгоритм схемы столкнется с элементом hgroup, он проигнорирует все, кроме заголовка самого высшего уровня (обычно h1).

Теперь у нас возникла проблема: алгоритм схемы не безупречен и не завершен. Например, следующий элемент, который мы обсудим – это элемент nav, и разметка помечает его как "Untitled Section" (область без названия). К разработчикам разметки поступали просьбы об изменении алгоритма схемы для того, чтобы тот представлял элемент nav как "Navigation" (навигация). В любом случае, элемент hgroup обеспечивает вас способом группирования своих заголовков и, таким образом, организует их как структурно, так и семантически.

Элемент Nav

Мы переходим к следующему элементу HTML5 – nav. В nav мы включим основную навигацию сайта, обернутую в неупорядоченный список.

Элемент nav представляет сектор страницы, который ссылается на другие страницы или области внутри страницы: область со ссылками навигации.

Практический курс по верстке адаптивного сайта с нуля!

Изучите курс и узнайте, как верстать современные сайты на HTML5 и CSS3

Использование nav для создания основной навигации сайта – это нечто вроде данности, но обстоятельства таковы, что на вашем сайте будет больше областей, содержащих ссылки; вопрос в том, которые из них вам следует обернуть тэгом nav. Вот некоторые примеры использования, которые, я считаю, могут подойти:

Таблица содержания (TOC) в длинном документе;

Нумерованные ссылки типа «предыдущий/следующий» и

Согласно спецификации, это могут быть подходящие или неподходящие случаи употребления элемента nav. Спецификация не очень четкая, а приводимые примеры не слишком помогают. Так что пока спецификация не окончательная и более конкретная, для выбора правильного метода использования элемента nav можно полагаться только на сообщество разработчиков.

Элемент Article

Следующий элемент, который я хочу вам представить – article. Основная область нашей демо-страницы содержит три цитаты из постов, и каждую из них мы обернем в тэг article.

Вот определение W3C для элемента article:

Элемент article представляет в документе модульную композицию […], таким образом, он предназначен стать автономно распределяемым или многократно используемым, например, при синдикации (одновременном опубликовании контента на нескольких веб-узлах).

На этот раз спецификация более понятная и пост в блог (или его отрывок) гораздо лучше (обратите внимание на упоминание о синдикации) подходит к article. Конечно, мы можем разместить на странице много элементов article.

Вы, несомненно, заметили, что внутри article мы разместили элементы заголовка и нижнего колонтитула. Как header, так и footer могут быть использованы более одного раза на отдельной HTML-странице. Так как header – это «вступительная группа или вспомогательный элемент навигации», то мы включили в него дату, название и количество комментариев. Далее, у нас имеется параграф с отрывком из поста, за которым следует footer (нижний колонтитул).

Элемент Footer

Как я уже говорил, нижний колонтитул footer можно использовать на одной странице столько раз, сколько нужно, и он представляет собой сегмент нижнего колонтитула страницы документа или часть документа.

Элемент footer представляет нижний колонтитул той секции, к которой обращается. Обычно нижний колонтитул содержит информацию о своей секции, такую, как авторство, ссылки на связанные документы, дату копирайта и прочее.

У нас на демо-странице есть четыре элемента footer: по одному на каждый из трех элементов article и общий нижний колонтитул для всей страницы. Нижний колонтитул в элементе article содержит имя автора поста, тэги и кнопку ссылки на полную версию поста в блоге.

footer

Общий нижний колонтитул содержит три элемента секций и извещение об авторском праве. Оба варианта использования элемента footer правомерны и соответствуют рекомендации W3C.

Элемент Section

Область общего нижнего колонтитула нашей демо-страницы содержит три элемента section. В них мы перечисляем самые популярные посты блога, последние комментарии и короткую биографию своей выдуманной компании.

Элемент section представляет общую область документа или приложения. Секция в данном случае – это тематическое группирование содержимого, обычно при помощи заголовка.

Элемент section довольно хитрый, потому что в определении по спецификации кажется очень похожим на элемент div. Я попался в эту ловушку, когда начал писать код для демо-страницы; я разместил внутри элемента section три элемента article. Вскоре я понял ошибочность своих методов. Единственный способ решить, употреблять ли section – это посмотреть, нужно ли той области, которую вы хотите обернуть элементом section, название (заголовок). Из определения видно, что у элемента section обычно есть заголовок.

Другой вопрос, который полезно задавать для установления обоснованности использования элемента section, это: добавляете ли вы его исключительно для стилей? Вы добавляете его просто потому, что нужно выделить эту секцию с помощью JavaScript, или потому что нужно применить к ней обычный стиль, и вы вместо того должны использовать элемент div.

Обертывание в тэг section трех элементов article нашей демо-страницы было бы оправдано, если бы section включал заголовок типа «Последние посты в блогах». Это имело бы смысл; иначе тэг, внутри которого расположены элементы article – это просто поддержка стилей – нечто, помогающее нам нацелиться на него при помощи JavaScript или CSS.

Элемент Aside

Последний используемый для демо-страницы элемент HTML5 – aside; мы использовали его как контейнер боковой колонки.

Элемент aside представляет секцию страницы, состоящую их контента, поверхностно связанного с содержимым, расположенным вокруг aside, и который может восприниматься отдельно от этого содержимого. Такие секции часто представлены в книгопечатании как боковые колонки.

Как видно из спецификации, один из примеров идеального использования элемента aside – это боковая колонка. Ниже на графике можно увидеть расположение иерархии элемента aside нашей демо-страницы.

aside

Мы разместили два section и один nav. Первый элемент section содержит ссылки на Twitter и RSS, а второй представляет последний твит (запись пользователя в Twitter’е). Второй элемент section, кроме того — один из редких случаев, когда у него отсутствует заголовок. У него могло бы быть название, что-нибудь типа: «Последний твит», но, я думаю, это необязательно, потому что читатели привыкли видеть блоки вроде этого, а метка Twitter’а под цитатой очень узнаваема. Элемент nav нашей боковой колонки используется для отражения списка блогов и, в отличие от основной навигации, у него есть заголовок.

Последнее слово

Итак, вот и подошла к завершению первая часть нашей статьи посвящённой верстке сайта на HTML5 и CSS3. Я старался сделать ее настолько короткой, насколько можно, и не тратить слишком много времени на неопределенности в спецификации HTML5, потому что она еще не закончена. Тем временем нам придется полагаться на сообщество и труд «лекарей» HTML5, что станут нашими проводниками по внедрению новых элементов в сайты.

Спасибо за прочтение и не пропустите вторую часть статьи, где мы обсудим свойства CSS3, используемые для декорирования разметки.

Как обычно, я с нетерпением жду любых вопросов и комментариев. Пожалуйста, не бойтесь высказаться и начать обсуждение использования новых элементов, потому что это – лучший способ прояснить их пользу.

Редакция: Рог Виктор и Андрей Бернацкий. Команда webformyself.

Создание веб-сайта. Курс молодого бойца

Как-то меня попросили провести небольшой семинар в лицее, где я когда-то учился, по созданию веб-сайта. В процессе написания речи я подумал, что она может вылиться в материал, который, возможно, будет полезен многим начинающим в области веб-дизайна, вёрстки веб-страниц и пр. Я не претендую на истину в первой инстанции и всё изложенное носит чисто личностный взгляд на работу с дизайном и кодом. Статья даёт поверхностный взгляд на понятия и средства, которые, на мой взгляд, могут стать неплохим стартом для того, кто готов идти дальше.

Условно процесс создания сайта (web-проекта) можно разделить на 3 этапа:

Планирование

Данный этап можно разделить на несколько подэтапов:

  • Создание идеи
  • Разработка структуры проекта
  • Проработка макета проекта

Создание идеи

На данном этапе нам необходимо определиться с тематикой проекта (сайта, сервиса). Далее, в соответствии с выбранной темой, необходимо собрать соответствующие материалы: текстовые, графические.

Разработка структуры проекта

Когда мы определились с темой проекта, подобрали необходимый материал, следующим этапом будет разработка структуры проекта. Структура проекта подразумевает под собой разделы сайта, в соответствии с которыми будет формироваться навигационное меню и строиться дизайн проекта. На данном этапе можно классифицировать материал по темам и разделам.

Проработка макета проекта

После того, как мы определились со структурой проекта можно составить макет проекта (схематично).

Для отрисовки наброска можно использовать бумагу и ручку, Photoshop, любой другой редактор графики (раньше часто использовали Adobe Fireworks). Важно отметить, что данный этап – это не отрисовка готового дизайн-макета, а всего лишь схематичный набросок, выполненный для понимания того, как на сайте будут располагаться основные информационные блоки, графика и прочие элементы дизайна.

Основные элементы страницы

Зачастую основными элементами страницы являются: содержащий блок (wrapper, container), логотип, навигация, контент, футер (нижний колонтитул), свободное пространство (по сути свободное пространство — это не элемент дизайна, но понятие, помня о котором при составлении макета страницы, наш проект не будет выглядеть как нагромождение блоков).

Содержащий блок (контейнер)

Роль контейнера на странице может выполнять непосредственно элемент body или же div. Ширина содержащего блока может быть резиновой (fluid), а может быть фиксированной (fixed).

Логотип

Текстовая или графическая составляющая проекта и выделяющая его среди других. Логотип чаще всего располагается в верхнем левом углу страницы или же посередине (в зависимости от идеи, макета).

Навигация

Основная навигационная панель содержит ссылки на основные разделы сайта. Навигационная панель часто располагается в верхней части страницы (в независимости от того вертикально или горизонтально располагаются элементы навигации).

Контент

Контент – это основная составляющая веб-страницы. Он занимает главенствующую роль в дизайне страницы, поэтому занимает большее пространство, подкреплён, помимо текста, графикой.

Нижний колонтитул (footer)

Данный элемент располагается внизу страницы и обычно содержит информацию о правообладателе, контактные и юридические данные, ссылки на основные разделы сайта (зачастую дублирует основную навигацию), ссылки на социальные сети, форму обратной связи и пр.

Резиновый и фиксированный макет

Фиксированный макет

Фиксированный макет подразумевает под собой, что в независимости от разрешения экрана пользователя ваш сайт всегда будет занимать одинаковую ширину.

Резиновый макет

«Резиновый» макет подразумевает, что страница сайта будет стараться занять всё доступное ей пространство на экране пользователя, подстраиваясь под разрешение.

В данном контексте стоит уяснить такие понятия, как отзывчивый веб-дизайн (Responsive Web Design aka. RWD) и адаптивный веб-дизайн (Adaptive Web Desing aka. AWD). Первое понятие укладывается в концепцию «резинового» и означает, что при изменении размера экрана ваш сайт подстраивается под него, второе понятие подразумевает, что при разработке вы определяете основные разрешения (размеры экрана), под которые будет подстраиваться (адаптироваться) ваш контент. В обоих случаях следует разрабатывать не один, а несколько макетов, которые будут соответствовать разным разрешениям экрана. Часто создаётся 3 макета под разрешения iPhone (Android Phone), iPad (Android Tablet) и Desktop.

На данном изображении показаны оба подхода. Сверху блок «отзывается» на любые изменения размера контейнера, снизу «адаптируется» под определённую ширину

Полезные ссылки по теме:

Почему при «резиновом» дизайне создаётся несколько макетов, а не используется один?

При разработке макета мобильной версии сайта стараются на первый план выносить основной контент, поэтому навигационное меню часто прячется, скрываются большие баннеры и декоративные элементы, блоки контента обычно располагают друг под другом. На заранее составленном макете как раз можно определиться какие элементы мы оставляем на мобильном, а какие прячем.

Модульная сетка

Перед составлением схемы проекта так же необходимо уяснить понятие модульной сетки. Модульная сетка подразумевает под собой разделение страницы на отдельные колонки по вертикали и выстраивание контента, при разработке дизайн макета, именно по этой сетке.

Наиболее популярной системой является модульная сетка 960 Grid System (http://960.gs), которая максимально делит страницу на 12, 16 и 24 колонки. Максимум в ширине сетка имеет 960 пикселей. Данное решение основано на том, что большинство современных мониторов, на момент создания сетки, имели разрешение не меньше 1024 на 768 пикселей. Создание макета на основе данной сетки, в дальнейшем, поможет ускорить процесс разработки (вёрстки).

Так же стоит отметить, что при разработке «резинового» макета страницы существует понятие максимальной ширины. Данное утверждение основывается на удобстве восприятия информации. Если предположить, что наш сайт не имеет максимального значения по ширине, то на больших мониторах информация будет сильно растягиваться и её неудобно будет читать. Чаще всего ограничиваются шириной в 1280 пикселей.

Модульная сетка 960GS отвечает концепции «фиксированного» дизайна, для «резинового» дизайна можно обратить внимание на адаптацию этой же сетки на сайте http://www.designinfluences.com/fluid960gs/ или воспользоваться сеткой, которую предлагает фрэймворк Bootstrap (http://getbootstrap.com/css/#grid).

Благодаря модульной сетке блоки контента и элементы будут располагаться на определённом расстоянии друг от друга, будут иметь удобоваримую ширину, что в дальнейшем визуально будет приятно пользователю и не будет вызывать у него какие-либо неудобства в восприятии сайта.

Модульная сетка, по сути, – это некая визуальная абстракция, визуальное деление страницы на равные по ширине столбцы с равными отступами между ними. Визуализировать данную модель можно посредствам направляющих или отдельного слоя, на котором будут изображены эти столбцы. Именно такое решение вы найдёте в шаблонах сетки 960gs.

Полезные ссылки и материалы:

Макеты веб-страниц

Среди всего многообразия составления макета веб-страницы можно выделить четыре наиболее распространённых:

    Навигация в левом столбце

Mobile First

С учётом тенденций последних лет данный подход плотно занимает свою нишу в разработке и дизайне сайтов. Тенденция такова, что практически около 60% пользователей интернета используют для доступа в сеть мобильные устройства, поэтому правилом хорошего тона становится разработка не только десктопной версии сайта, но и мобильной версии. При использовании данного подхода разработка макета сайта, дизайна и вёрстки начинается с мобильной версии, а затем уже прорабатываются макеты для других разрешений: добавляются блоки, баннеры, дополнительные элементы дизайна и пр.

Данный подход учитывает практически весь цикл разработки, поэтому мы ещё к нему вернёмся.

Усвоив всё вышесказанное можно переходить к следующему этапу – Дизайн.

Дизайн

После создания макета проекта можно переходить непосредственно к созданию дизайн-макета. На данном этапе начать стоит с определения цветовой гаммы проекта.

Один из способов определения основного цвета в проекте – это составление mood board. Для этого необходимо выписать себе все синонимы, связанные с темой проекта, а затем каждый синоним набрать в поиске по картинкам Google или Yandex. На основе найденных изображений выписать себе цвета, которые чаще всего встречаются на них (каких цветов больше). Найденные цвета будут составлять визуальное восприятие нашего проекта и вызывать у пользователя соответствующие чувства.

Для работы с выбранным цветом и составлением палитры цветов нашего сайта можно использовать следующие инструменты:

    Color Scheme Designer 3 (http://colorschemedesigner.com/csd-3.5/). Помимо выбора цветовой схемы данный сервис позволяет посмотреть пример того, как выбранные цвета будут смотреться на сайте

При работе над дизайном главной и внутренних страниц стоит помнить о некоторых основных принципах.

Элементы Call to Action

Понятие призыва к действию относится к интерактивным элементам сайта: кнопки, баннеры и пр. Данные элементы оформляются таким образом, что пользователю должно хотеться непременно на них нажать. Например, это может быть кнопка с призывом к действию (Нажми, Купи, Сэкономь), яркий баннер с заманчивым предложением, яркой картинкой и пр.

Данное понятие хорошо вписывается в принцип AIDA (Attraction Interest Desire Action).

Данное понятие применяется чаще при дизайне главных страниц, страниц акций и пр., где необходимо подтолкнуть пользователя к тому или иному действию: подписка, покупка и пр. Если перевести данный акроним на русский, то мы получим следующие понятия:

  • Привлечение внимания
  • Интерес
  • Желание
  • Действие

Таким образом становится понятен принцип построения дизайна, опирающегося на данное понятие: например, яркая картинка, баннер должны привлечь внимание пользователя, сопутствующий посыл в тексте должен вызвать в нём интерес и желание, а завершающим аккордом должна стать, например, кнопка с призывом к действию.

Но и данный принцип не работает сам по себе без некоторых других: схема просмотра страницы (наиболее, естественный путь движения глаз по странице), визуальные направляющие.

Схема просмотра страницы

Довольно часто встречается Z-схема просмотра страницы. В соответствии с этим элементы страницы обычно располагают следующим образом: логотип слева вверху, меню справа вверху, информационные блоки, картинки слева внизу, кнопка с призывом к действию справа внизу.

Визуальные направляющие

Визуальными направляющими называют декоративные элементы страницы, которые перенаправляют взгляд пользователя на те или иные элементы дизайна, формы, кнопки и пр. В качестве визуальных направляющих могут выступать стрелка, направление взгляда человека на изображении, направление указательного пальца, в общем всё, что может как-то указывать в ту или иную сторону.

На первом изображении взгляд невольно следует за указательным пальцем мужчины, а его прямой взгляд невольно привлекает внимание к себе при первом взгляде на страницу.

Тот же эффект продемонстрирован на втором изображении с наложенной тепловой картой: в первом случае нас привлекает в основном прямой взгляд ребенка (прямо в глаза), во втором случае направление взгляда ребенка и его поза невольно обращают взгляд пользователя на блок справа.

Фрэймворки

Стоит так же отметить, что иногда, при разработке дизайна страницы, используют фрэймворки Bootstrap, Foundation, Material Design Lite, которые, помимо готовых элементов дизайна (кнопки, формы ввода и пр.), предлагают свою модульную сетку, CSS сниппеты (часть кода, разметки, которая может неоднократно использоваться) для вставки элементов в страницу (тех же кнопок, элементов форм и пр.) и классы разметки, а так же JS скрипты для соответствующих интерактивных элементов.

Использование данных библиотек может в значительной мере сэкономить время при разработке проекта (дизайне, вёрстке), правда в то же время может сделать ваш сайт похожим на другие, если использовать элементы дизайна фрэймворков как есть. На основе каждого фрэймворка можно найти огромное количество платных и бесплатных тем и страниц, а так же разработать свои.


Готовые элементы дизайна из Bootstrap, Foundation и Material Design Lite (MDL)

Трэнды

Нельзя не упомянуть о некоторых наметившихся трендах последнего времени в качестве компоновки и дизайна страниц.

Во-первых, стоит упомянуть о так называемых лэндинговых страницах, которые подразумевают под собой длинную страницу, разделённую на соответствующие секции и знакомящие пользователя с основным контентом сайта. Часто лэндинг является единственной страницей, на которой сразу удаётся показать всю необходимую информацию, не заставляя пользователя переходить по страницам. Лэндингам обычно сопутствует хороший дизайн, выверенная и продуманная подача информации, элементы call-to-action, интерактивность (счётчики, анимация и пр.).

Стоит так же сказать о внешнем виде страниц и вспомнить такие понятия как скевоморфизм и плоский дизайн.

Скевоморфизм

Скевоморфизм уже продолжительное время уступает свои позиции плоскому дизайну. Данное понятие означает наделение интерактивных элементов качествами реальных. Например, оформление страницы с книгами в виде книжной полки, оформление кнопки на подобии настоящей с соответствующей имитацией нажатия, использование реальных текстур и пр. Данный принцип активно использовался при создании страниц буквально пару лет назад, но затем тенденции сменились и на первый план вышел плоский дизайн (Flat, Material).

Плоский дизайн

Плоский дизайн использует минимум текстур и оформление, создание дизайна базируется на понятиях контраста, соотношения цветов и размеров.

Не маловажную роль на тренды в веб-дизайне оказало развитие мобильных операционных систем. Чаще всего двигателем прогресса становятся решения от компании Apple, которая в своих дизайн-решениях iOS сначала использовала имитацию реальных объектов, а затем всё упростила до плоского дизайна (Flat UI). Сейчас в вебе главенствует Flat дизайн и Material дизайн, который активно развивает Google.

Неплохой сайт-сравнение двух концепций: http://www.flatvsrealism.com/

По основам веб-дизайна и прототипированию неплохим подспорьем может стать данная книга: Джейсон Берд: Веб-дизайн. Руководство разработчика.

Разработка

Итак, процесс дизайна макета страницы плавно перетекает в процесс «оживления» сделанного на предыдущих этапах. Прежде чем сразу начинать писать HTML, CSS и JS стоит немного поговорить о редакторах кода и структуре проекта.

Редакторы кода

Из наиболее популярных редакторов кода на сегодня можно выделить три:

  • Sublime Text (http://www.sublimetext.com/3)
  • Atom (https://atom.io/)
  • Brackets (http://brackets.io/)

От части, все эти редакторы похожи по принципу работы, когда при установке мы получаем редактор, в который затем можем «доставить» необходимые модули и плагины, так сказать, «редакторы на стероидах». Разница лишь в технологиях, которые были использованы при написании редакторов, если Sublime Text написан при помощи C++ и Python, то 2 других используют JavaScript, HTML, CSS (Less). За счёт этой разницы Sublime Text может работать чуть быстрее своих коллег.

Существуют так же более продвинутые IDE (студии) такие, как Web Storm, PHP Storm и пр., но для вёрстки проекта вполне подойдёт редактор кода, а не целая студия (IDE).

Чтобы определиться, что подходит лично вам для разработки, стоит самим покопаться в многообразии средств и выбрать то, что больше всего удовлетворяет вашим потребностям.

Обзоры текстовых редакторов:

Структура проекта

Под структурой проекта понимается хранение файлов проекта в его директории. Часто приходится видеть, когда все файлы «свалены» вместе, названия файлам даны «капсом», цифрами или русскими буквами и пр. Во-первых, это банальное неуважение к тому, кто будет работать с вашим проектом далее, во-вторых, чем больше будет ваш проект, тем больше будет становиться файлов и, в конце концов, вы просто запутаетесь, что к чему относится и что нужно, а что нет.

Лучше всего отдельные категории файлов помещать в свои папки: картинки в папку images или img, css в папку css, javascript в папку js. В корне будет лежать только index.html и страницы сайта, либо только index.html, а страницы в отдельной папке pages. Соблюдая эти правила вы никогда не запутаетесь в проекте.

Так же стоит сказать и об именовании файлов проекта. Чаще всего применяются следующие имена: главная страница – это index.html, стили проекта styles.css, скрипты scripts.js или app.js, минимизированные версии файлов имеют префикс .min, картинки носят не пространные названия на русском языке или набора цифр, а отражают то, что на них изображено, например, button.png, download-icon.png, logo.png и т.д.

Работа над проектом

Итак, определившись с редактором кода, структурой мы можем приступать к разработке. Прежде всего стоит отметить, что вёрстка страницы делается поэтапно: сначала пишется HTML-структура (HTML-код), затем добавляются стили, а после, если необходимо, пишутся скрипты (JS), добавляются необходимые плагины и библиотеки.

Учитывая вышесказанное, мы можем условно разделить работу над проектом на следующие этапы:

Написание HTML

Сейчас при написании HTML кода уже смело можно использовать тэги и элементы разметки, которые появились вместе с стандартом HTML5, если вам необходимо поддерживать старые браузеры, то можно использовать, например, плагин html5shiv (https://github.com/afarkas/html5shiv), который обеспечивает поддержку новых стандартов в старых браузерах или библиотеку Modernizr (https://modernizr.com/) (html5shiv входит в сборку Modernizr), которая определяет возможности браузера, с помощью которого просматривается сайт.

При вёрстке сайтов в настоящее время, априори, используется блочный подход, никаких таблиц, iframe’ов и пр. Таблицы выполняют только свою прямую роль – представление информации в виде таблицы. В вёрстке таблицы используются лишь при работе с электронными письмами.

На этапе написания HTML мы, как бы, создаём скелет страницы, её абстрактную модель при помощи тэгов (языка разметки HTML). Стоит отметить, что структуру может быть проще написать, если у нас есть прототип, составленный на первом этапе или же, если мы сами, глядя на дизайн-макет, на бумаге схематично разрисовали себе все блоки страницы.

При написании разметки мы так же сразу можем прописывать элементам классы и идентификаторы.

Правила именования классов

В проекте во всём должен быть порядок: от структуры проекта до имен классов, разметки и написания кода. Если при разметке важно следить за типом информации и размещением её в соответствующих блоках (заголовок, список, ссылка, строчный элемент, параграф и пр.), то при именовании классов и идентификаторов важно соблюдать здравый смысл. Классы должны давать абстрактное понятие о блоке, к которому они относятся, чтобы код было легче читать, а затем и писать стили. В принципе здесь не должно быть ничего сложного, если мы размечаем меню, то логично содержащему блоку дать класс .nav или .navigation, если это блок с текстом, то можно дать ему класс .block-text и т.д.

На сегодняшний день есть один популярный подход, который касается принципов построения проекта в целом, но на данном этапе нас интересует именно именование классов. Подход называется БЭМ и расшифровывается, как Блок Элемент Модификатор.

Вкратце можно описать данный подход, как некое соглашение по именованию классов и представлению разметки страницы. Каждый элемент страницы являет собой сущность, которая может существовать независимо от контекста, тогда мы говорим о Блоке (.block) или же только в контексте другой сущности, тогда мы говорим об Элементе (.block__element). Каждый Блок или Элемент могут иметь различные модели представления: цвет, форму, прозрачность и пр. За подобные свойства будет отвечать Модификатор (.block__element_mod).

Таким образом мы представляем наш код, как композицию блоков, элементов и их модификаций.

Более полная информация о методологии: https://ru.bem.info/

SMACSS

Так же существует подход SMACSS (расшифровывается данный акроним как Scalable and Modular Architecture for CSS – Масштабируемая и Модульная Архитерктура для CSS), который разделяет понятие о классах и разметке на несколько уровней: базовый, макет, модуль, состояние, тема.

  • К базовому уровню будет относиться всё, что касается непосредственно тэгов html.
  • К уровню макета мы будем относить всё, что касается основных составляющих страницы: секции.
  • К уровню модуль мы будем относить всё, что касается переиспользуемых элементов страницы: баннеры, навигация, списки, блоки информации и пр.
  • Уровень Состояние описывает как будут выглядеть модули и секции в том или ином состоянии: отображаются или не отображаются, сжатые или раскрытые, активны или неактивны и пр.
  • Уровень темы чем-то схож с уровнем Состояния и отражает как модули или секции могут выглядеть.
  • Макет: .l- или .layout-
  • Так как модули составляют основную часть проекта именовать их, используя префикс module- избыточно. Поэтому для них используются имена как есть, например: .example <>, .afisha <> и пр.
  • Состояния имеют префикс .is-, например .is-hidden <>
  • Уровень Темы именуется подобно модулям.

Информация о методологии и онлайн книга: https://smacss.com/
Русскоязычный перевод книги по SMACSS: https://github.com/andrew—r/smacss

Важно помнить, что любое соглашение по именованию призвано создать определённый уровень абстракции, благодаря которому работать с проектом будет удобно и он не будет перегружен излишним кодом и прочими артефактами.

Небольшой курс по основам HTML: Смотреть

Написание CSS

Правила именования классов подводят нас к следующему этапу. Когда написана html структура проекта, определены классы можно переходить к написанию CSS стилей и нарезке макета.

Стоит упомянуть о 2-х CSS файлах-дополнениях: normalize.css и reset.css.

Reset.css

Изначально в проектах повсеместно использовался reset.css, написанный Эриком Мейером. Цель данного свода правил – сбросить стили браузера, которые он по умолчанию использует для отображения элементов разметки. Таким образом при использовании reset.css нам не нужно переписывать стили браузера, по сути мы работаем с «чистым листом» и можем сосредоточиться на написании собственных стилей с нуля.

Normalize.css

Normalize.css наоборот, не сбрасывает все стили «в ноль», а нормализует их, приводит отображение стилей проекта к более-менее однообразию во всех современных браузерах.

У обоих сводов правил есть свои плюсы и минусы, на данный момент популярен normalize.css. Популярность данного свода правил обусловлена ещё и тем, что вам не приходится при разработке заново прописывать основные свойства для базовых элементов страниц, а лишь модифицировать их по необходимости.

Так же стоит упомянуть о, так называемом, «быстром сбросе», когда мы абсолютно для всех элементов страницы с помощью селектора * прописываем свойства . Таким образом мы сбрасываем все внутренние и внешние отступы для всех элементов страницы. Но данную технику не рекомендуется использовать, так как она замедляет процесс отрисовки страницы, да и по сути имеет мало смыла (на мой взгляд).

Так же стоит отметить, что все размеры и отступы берутся непосредственно из дизайн-макета. Для получения данных значений нам необходимо использовать инструмент «линейка» и направляющие (речь про инcтрументарий Adobe Photoshop), а затем переносить полученные значения в код. Если мы работаем с фиксированным макетом, то значения переносятся в пикселях как есть, если же у нас «резиновый», то значения нужно переводить в проценты. Основная формула – это ширина элемента, делённая на ширину контекста (ширина содержащего блока). Например, если блок, содержащий текст и картинку имеет на макете ширину 400px, а блок с текстом в нём должен иметь ширину 340px, то в процентном выражении это будет (340 / 400) * 100%, то есть 85% будет занимать блок с текстом.

Не стоит перегружать ваши стили чрезмерной специфичностью, например, если мы хотим, чтобы ссылка внутри списка имела красный цвет, то не обязательно записывать всю линейку классов и тэгов: .main –nav ul li a, достаточно просто указать .main-nav a. Слишком «специфичные» правила делают правила контекстно зависимым и заставляют вас писать лишний код, а так же влияют на скорость отрисовки страницы, так как при разборе правил CSS парсер читает их справа налево и ему сначала, если брать описанный выше пример, нужно взять все ссылки (a), затем отбросить все ссылки, которые не лежат в li и т.д. пока он не доберётся до содержащего класса.

Специфичность кода, так же означает чрезмерную привязку к базовым тэгам. Например, если мы хотим, чтобы элемент внутри .block был синим и при разметке использовали элемент span (в правилах мы написали .block span ), то при замене его на div, например, нам нужно будет написать новое правило уже для div внутри .block. Таким образом наш код будет обрастать ненужными правилами, которые по сути дублируют друг друга. Гораздо проще определить всего лишь один класс (класс элемента), который при присвоении внутренним элементам будет приводить нас к желаемому результату.

Ещё один пример контекстной зависимости кода – это использование имен тэгов вместе с именами классов, например, div.block . Если мы захотим тот же класс применить к span, то нам придётся написать опять span.block или span.block, div.block , что в любом случае приведёт к увеличению кода на лишнюю строчку.

Почему это важно? Во-первых, вы не делаете лишнюю работу, во-вторых, вам не нужно потом среди 10000 строк искать нужное правило и, наконец, чем больше строк кода, тем больше размер файла, а большие по объему файлы медленнее передаются по сети, что в свою очередь может быть причиной долгой загрузки, а излишняя специфичность причиной долгой отрисовки вашей страницы.

Если, вы используете правила, относящиеся к спецификации CSS3, то не поленитесь проверить необходимость использования браузерных префиксов на сайте http://caniuse.com.

Возвращаясь к Mobile First, стоит сказать, что при работе в данной концепции написание стилей стоит начинать с мобильной версии, а затем с помощью медиа запросов добавлять правила, которые будут работать на других разрешениях. Зачастую, при расширении правил от мобильной версии к десктопной, приходится писать гораздо меньше кода, чем при работе наоборот: от десктопной версии к мобильной.

Полезные ссылки и материалы:

  • Книга Сначала мобильные
  • Книга CSS. Рецепты программирования
  • Книга Большая книга CSS3
  • Книга CSS3. Руководство разработчика
  • Небольшой курс по основам CSS: Смотреть

Написание JS

Итак, заключительным этапом является написание JS скриптов. При создании веб страниц стало, практически, стандартом использование библиотеки jQuery, которая позволяет с лёгкостью манипулировать элементами web-страницы (DOM узлами), навешивать прослушку событий, отправлять запросы на сервер, обрабатывать результат выполнения и пр. Но не стоит слепо доверять трендам, на сегодняшний день нативный JavaScript достиг такого уровня, что вам возможно уже не нужен jQuery. Поэтому, прежде чем слепо прикреплять jQuery, стоит задуматься, так ли он нужен для ваших задач и не достаточно ли встроенных возможностей языка JavaScript.

Есть неплохой ресурс, который приводит альтернативы одних и тех же манипуляций на языке JavaScript и с помощью библиотеки jQuery: http://youmightnotneedjquery.com/, так же неплохим подспорьем является сайт https://developer.mozilla.org/ru/, на котором, помимо описания методов и свойств JavaScript, можно найти полифиллы для тех или иных методов (библиотека или часть кода, которая добавляет в старые браузеры поддержку возможностей современных функций и методов JavaScript).

Важно отметить, что не рекомендуется использовать JavaScript для стилизации, то есть не стоит для того или иного объекта DOM (элемента страницы) добавлять портянку CSS свойств с помощью JavaScript, чтобы выделить его состояние и пр. Рекомендуется использовать классы, то есть заранее в CSS определить классы-состояния (активный, не активный, скрытый, использованный и пр.) и при манипуляции элементами просто добавлять или убирать соответствующие классы.

Например, у нас есть элемент списка с классом .list__item, для того, чтобы показать активный элемент в данный момент (выбран пользователем) или нет, можно просто добавить класс (.list__item—active), а не прописывать все стили, присущие этому классу в JS:
и т.д.
Небольшой пример с возможными способами присваивания класса (присвоение модификатора происходит при нажатии на зелёный квадрат): http://jsbin.com/.

Не рекомендуется решать задачи, которые явно относятся к уровню CSS с помощью JavaScript, пытаясь как-то выровнять объект или добавить ему стили при наведении и пр.

Опять-таки, возвращаясь к теме Mobile First, нельзя не упомянуть о 2-х концепциях, которые коррелируют с данной техникой. Progressive Enhacement и Graceful Degradation, что переводится как прогрессивное улучшение и последовательное ухудшение. Данные принципы описывают 2 разных подхода к разработке: в первом случае мы разрабатываем наш сайт, пишем скрипты с учётом старых браузеров и систем или же определяем поведение при невозможности запуска скриптов, а затем постепенно улучшаем скрипт, вводя современные функции и методы, таким образом мы получаем сайт, который будет одинаково хорошо работать в старых и новых браузерах и средах (то же касается и css).

При Graceful Degradation подход противоположный – мы разрабатываем для современных браузеров и, лишь, потом начинаем вносить доработки и изменения с учётом старых версий.

Подход Mobile First чем-то схож с Progressive Enhacement.

Проверка кода

После написания html, css и js для нашей страницы необходимо проверить всё ли сделано верно. Для этого можно использовать online средства:

  • Для проверки html: https://validator.w3.org/
  • Для проверки CSS: http://jigsaw.w3.org/css-validator/
  • Для проверки JS: http://www.jslint.com/

Статьи с рекомендациями по написанию JS, HTML и CSS:

Средства автоматизации

На сегодняшний день практически все рутинные процессы разработки (за исключением дизайна) можно в той или иной степени автоматизировать.

960GS

Мы уже говорили об этом средстве разработки в разделе про модульные сетки и дизайн. Нужно сказать, что 960GS предлагает не только макеты для создания дизайна, но и свою систему именования классов. Используя предлагаемые классы при вёрстке и при подключении css файла системы в проект, блоки сайта будут выстроены по этой сетке, что сэкономит время на написании практически того же самого самостоятельно.

Emmet

Emmet – это средство работы с html и css (http://emmet.io/). Плагин для работы с данным средством можно установить, например, в Sublime Text, тогда у вас появляется возможность не писать громоздкие куски кода на html и css, а записывать их в строчку, раскрывая затем в полноценную разметку. Например, строка .block>ul.list>li.list__item*3, может быть раскрыта в полноценный код:

Затем вам просто необходимо вписать текстовые значения в элементы списка. То же касается и css: строка w:100px+h:150px+bgc:#ff0 раскрывается в:

Благодаря данным средствам писать код становится быстрее и приятнее, так как вы меньше времени тратите на написания закрывающих блоков, переходам по строчкам, а так же уменьшается возможность, касательно html, не закрыть тот или иной элемент разметки. В плане CSS, например, становится легче работать с браузерными префиксами, так как одна строчка с CSS3 свойством может быть раскрыта в несколько с добавлением необходимых префиксов.

Далее стоит упомянуть и о таком языке работе с шаблонами, как jade (http://jade-lang.com/). Опять-таки, с помощью jade писать html становится быстрее и удобнее, а так же появляется возможность создания переиспользуемых блоков кода и миксинов, передавая которым на вход те или иные параметры мы будет получать нужную нам разметку. Благодаря jade в проекте, касательно разметки и написания страниц, может поддерживаться модульность, а часто используемые названия и блоки кода могут выноситься в качестве переменных (названия, имена страниц и пр.) или миксинов в отдельные файлы настроек и файлы, соответственно. Для работы с jade, а точнее для преобразования написанного кода из jade в html, необходимо использовать командную строку, а так же установить на ваш компьютер платформу nodejs (https://nodejs.org/en/, http://nodejs.ru/).

Командная строка

Работа в командной строке так же может ускорить некоторые этапы работы над проектом, например, создание папок и файлов. Запустив консоль в директории проекта и набрав в ней всего лишь одну строку:

После нажатия enter мы получим папку project в которой будут находиться папки css, images, js, в папках css и js файлы styles.css и app.js, соответственно, а в корне project лежать файл index.html. Таким образом мы сэкономили время на создание папки, написание её названия, создание файлов и пр. Так же командная строка используется для работы с остальными средствами автоматизации.

Далее стоит поговорить о таком языке как Sass (http://sass-lang.com/). Данный язык упрощает работу с css. Благодаря Sass можно записывать вложенные классы, проводить математические вычисления прямо в коде, выносить переиспользуемые величины в качестве переменных в отдельные файлы или в начало файла, что в значительной степени упрощает дальнейшую работу со стилями и упрощает изменение тех или иных величин, так как они все будут храниться в одном месте и не нужно будет «ходить» по всему проекту и вносить соответствующие правки. Так же, благодаря Sass в проекте можно придерживаться принципа модульности, храня части разметки в соответствующих файлах и подключать их все в основной, затем с помощью консольной команды можно собрать весь код в один css файл, так же поддерживается сборка результирующего файла на лету по мере написания стилей. Опять-таки для работы с Sass потребуется командная строка. Процесс установки пакета можно изучить здесь: http://sass-lang.com/install.

HTML5Boilerplate

HTML5Boilerplate (https://html5boilerplate.com/) представляет собой заранее скомпонованный проект, в котором уже есть index.html, normalize.css и пр. В index.html, например, уже заранее прописаны основные куски кода, которые необходимы при написании html страницы. Проект позволяет скачать архив со всеми файлами как есть или же использовать кастомную сборку: http://www.initializr.com/. Опять-таки, принцип прост: зачем тратить время на написание одних и тех же строк или на проделывание одних и тех же манипуляций, если мы сразу можем сосредоточиться непосредственно на работе с проектом.

Gulp и Grunt

Gulp (http://gulpjs.com/) и Grunt (http://gruntjs.com/) представляют собой сервисы запуска задач, которые описываются в основных файлах данных сервисов, выполняются с помощью совместимых модулей и запускаются на выполнение с помощью консоли.

Данные сервисы помогают использовать в разработке, например, вышеописанные средства Jade и Sass, автоматически преобразовывать их в соответствующие файлы html и css, сжимать их, если необходимо, а так же проверять, например css свойства, на необходимость использования браузерных префиксов и подставлять их в автоматическом режиме.

Оба сервиса используют различный подход в описании выполнения задач, но суть их работы одинакова. Полезным будет данное сравнение: http://frontender.info/gulp-grunt-whatever/

Так же многие сервисы вроде autoprefixer (автоматическая простановка браузерных префиксов), jshint (проверка JS кода на валидность) могут быть установлены как сторонние плагины в текстовом редакторе (Sumblime Text, Atom, Brackets) и инициализированы при нажатии определённого сочетания клавиш.

Bootrstrap, Foundation, Material Design Lite

Данные фрэймворки уже упоминались в разделе про дизайн. Но стоит опять вспомнить о них, так как они, в определённой степени, помогают автоматизировать процесс разметки веб-страницы и работы с ней.

При подключении файлов фрэймворков в проекте мы можем использовать определённые в них классы и сниппеты разметки, которые будут работать по уже описанным правилам и иметь установленный внешний вид (например, кнопки, поля ввода, таблицы и пр.). Таким образом мы экономим время, например, на описание расположения блоков дизайна, их размеров в зависимости от разрешения, внешний вид полей формы, кнопок и их состояния.

Со всеми возможностями и примерами можно ознакомиться на соответствующих сайтах:

  • Bootstrap: http://getbootstrap.com/
  • Foundation: http://foundation.zurb.com/
  • Material Design Lite: http://www.getmdl.io/

Надеюсь, что все описанные вещи будут полезны вам в изучении темы веб-дизайна и фронтенд разработки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *