Что пишут на node js

Руководство для начинающих в Node.js

Автором было замечено множество комментариев в духе “я скачал/скачала Node.js, и что теперь?”. Этот урок отвечает на данный вопрос и объясняет новичку, с чего начать.

Что такое Node.js?

Очень много путаницы у новичков из-за непонимания того, что такое Node.js. И даже описание с официального сайта не помощник.

Важную вещь, которую нужно осознать — Node не является веб-сервером. Сама по себе платформа ничего не делает. Она не работает как Apache. Нет конфигурационных файлов, в которых она указывает вам на HTML-файлы. Если вы хотите, чтобы платформа была HTTP-сервером, вам придётся написать HTTP-сервер (с помощью встроенных библиотек).

Node.js — это просто другой способ выполнять код на вашем компьютере. Это среда выполнения языка JavaScript.

Устанавливаем Node

Node.js легко установить. Достаточно зайти на страницу загрузки официального сайта.

Я установил, и что теперь?

После установки у вас появилась новая команда в командной строке “node”. Вы можете использовать Node двумя способами.

  • Первый — без аргументов: данная команда откроет интерактивный режим в командной строке, где вы можете исполнять код JavaScript.$ node > console.log(‘Hello World’); Hello World undefined

В этом примере я просто набрал “console.log(‘Hello World’);” и нажал на Enter. Node начнет выполнять, и мы увидим наше сообщение. Также он напишет “undefined”, потому что печатает возвращаемое значение, и console.log не возвращает ничего. — Другой способ использования Node.js — это создание файла Javascript.

Итак, создаем файл:

hello.js

И сохраняем его в директорию, из которой будем запускать этот файл. Чтобы перейти достаточно в командной строке написать cd полное_название_директории (ну или можно использовать относительную адресацию, о которой можно почитать здесь.

Запускаем в командной строке:

В данном случае мы переместили сообщение файла console.log и отправили этот файл команде node как аргумент. Node запускает код JavaScript в файле и распечатывает “Hello World”.

Файлы ввода/вывода с node.js

Запуск чистого JavaScript — это здорово, но не очень полезно. Поэтому в Node.js есть огромное количество библиотек (модулей) для того, чтобы делать реальные вещи. В данном примере мы откроем файл с записями и будем его обрабатывать.

example_log.txt

Что означает этот файл, не так важно, но нужно знать, что каждая запись содержит дату, букву и значение. Мы хотим соотнести каждую букву с соответствующим значением.

Нам нужно считать содержание файла.

my_parser.js

К счастью, Node.js сильно облегчает обработку содержания файла с помощью встроенного модуля filesystem (fs). Модуль fs имеет функцию readFile, которая берёт путь к файлу и обратный вызов. Обратный вызов будет исполнен, когда файл будет полностью прочитан. Данные файла попадают в форме типа Buffer, что является набором битов. Мы можем конвертировать в строку с помощью функции toString()

Теперь добавим парсировщик (он написан на чистом JavaScript).

my_parser.js

Когда файл будет аргументом команды node, результат распечатается, и будет осуществлён выход.

Асинхронные вызовы в node.js

Как вы заметили в прошлом примере, для Node.js характерно использование асинхронных вызовов. По существу вы пишете, что нужно делать, и когда это будет сделано, будет вызван обратный вызов, потому что node.js однопоточен. Пока вы ждёте запуска обратного вызова, Node.js может уйти и делать другие вещи вместо блокировки до завершения запроса.

Это особенно важно для веб-серверов. Довольно характерно для современных веб-приложений иметь доступ к базам данных. Пока вы ждёте возвращения результата от базы данных, Node может обрабатывать больше запросов. Это позволяет справляться с тысячами параллельных запросов с маленькими накладными расходами по сравнению с созданием отдельного потока для каждого соединения.

Создание веб-сервера с помощью node.js

Как было уже сказано, Node ничего не может делать сам по себе. Один из встроенных модулей позволяет легко создать простой HTTP сервер, пример его использования приведен на главной странице официального сайта.

mywebserver.js

Ещё раз: это базовый веб-сервер, а не сервер с полным функционалом. Он не может обслуживать картинки или HTML-файлы. На самом деле, какой бы вы ни отправили запрос, он возвратит “Hello World”. Однако, вы можете запустить этот скрипт, перейти по адресу http://localhost:8080 в своем браузере и увидеть этот текст.

Вы уже могли заметить, что ваше приложение на node.js больше не останавливается. Всё потому, что вы создали веб-сервер, и ваше приложение на node.js отвечает на запросы до тех пор, пока вы сами его не остановите.

Если вы хотите сделать веб-сервер с полной функциональностью, вам придётся проделать некоторый объем работы: нужно будет проверить все запросы, считать подходящие файлы и отправить вывод обратно. Есть и хорошие новости. Люди уже проделали эту тяжелую работу за вас.

Модуль Express для node.js

Express — это фреймворк, который облегчит создание большинства обычных сайтов. Сперва вам будет необходимо установить его. Вместе с командой node у вас будет доступ к команде “npm”. Этот инструмент даёт доступ к огромному количеству модулей, созданных сообществом, в том числе и Express.

Когда вы установите модуль, он будет положен в папку node_modules в директории вашего приложения. Теперь вы сможете использовать его функциональность так, как будто он встроен.

Давайте создадим базовый статический сервер с использованием Express.

mystaticfile_server.js

Теперь у вас есть довольно умелый статический файловый сервер. Всё, что вы положили в папку public, может быть запрошено и показано браузером: HTML, картинки, почти всё, что угодно. Так, например, если вы положите картинку под названием “my_image.png” внутрь папки public, вы можете открыть картинку прямо в браузере, перейдя по адресу http://localhost:8080/my_image.png. Конечно, Express имеет довольно обширную функциональность, и вы можете изучить её в ходе разработки.

Мы чуть-чуть затронули NPM в предыдущей секции, но мы хотели бы подчеркнуть, как важен этот инструмент при обычной разработке в Node.js. Тысячи модулей доступны для решения почти всех типичных проблем, с которыми вы, вероятно, можете столкнуться. Помните, что стоит проверить NPM прежде, чем изобретать велосипед. Для типичного приложения на node.js характерно иметь множество подключенных модулей.

В предыдущем примере мы вручную установили Express. Если у вас много подключенных библиотек, устанавливать их все вряд ли будет хорошей затеей. Поэтому npm использует файл package.json.

package.json

Файл package.json содержит обзор вашего приложения. Здесь много доступных полей, но представлен необходимый минимум. Секция “dependency” описывает название и версию модулей, которые вы бы хотели установить. В данном случае мы принимаем любую версию Express.3.3. В данной секции вы можете перечислить столько библиотек, сколько вам угодно.

Теперь вместо того, чтобы устанавливать каждую библиотеку отдельно, мы можем запустить одну команду и установить всё необходимое одним махом.

Когда вы запустите команду, npm будет искать в текущей папке файл package.json. Если найдет, то установит каждую библиотеку из списка.

Организация кода в node.js

До сих пор мы использовали один файл, но так очень тяжело обслуживать проект. В большинстве приложений ваш код будет находиться в нескольких файлах. Здесь нет стандартной или принудительной организации того, какие файлы куда идут. Это не Rails. Вы делаете то, что вам хочется.

Давайте реорганизуем скрипт, обрабатывающий файл с записями. Впоследствии будет намного легче тестировать и обслуживать, если мы поместим логику разбора в отдельный файл.

parser.js

То, что мы сделали, было созданием нового файла, содержащего логику для обработки записей. Это только стандартный код JavaScript, и существует множество способов внедрить этот код. Мы выбрали то, как определить новый объект JavaScript, и его легко модульно протестировать.

Важной строчкой является “module.exports”. Это пояснение для Node, что вы экспортируете из этого файла. В данном случае я экспортирую конструктор, поэтому пользователи могут создавать экземпляры моего объекта типа Parser. Вы можете экспортировать, что захотите.

Файлы включены точно так же, как и модули, с одной разницей: вы предоставляете путь к файлу вместо имени. Расширение .js подразумевает, что вы можете оставить привычку писать расширение в конце, если хотите.

Так как мы экспортировали конструктор, то это то, что будет возвращено из запроса. Теперь мы можем создавать экземпляры объектов типа Parser и использовать их.

Почему вам стоит выбрать Node.js для разработки серверных приложений

Node.JS — технология, которая трансформировала знакомый всем веб-разработчикам JavaScript из языка клиентского скриптинга в язык общего назначения, который имеет большое количество вариантов прикладного использования.

В этой статье речь пойдет о применении Node для разработки серверных приложений.

Чем хорош Node в сравнении с другими технологиями серверного скриптинга?

В основе работы Node.js лежит асинхронность. В дополнение к неблокирующему вводу-выводу это позволяет серверному приложению на Node.js обслуживать намного больше клиентских запросов в единицу времени, чем аналогичному приложению, разработанному на большинстве других технологий серверной разработки.

Что это значит для бизнеса?

  • Можно запустить свой проект с относительно небольшими затратами на серверную инфраструктуру.
  • При правильно выстроенной архитектуре это позволяет масштабировать бизнес, не вкладывая больших средств.

Что это значит для разработчиков?

  • Если нет понимания работы асинхронного кода и опыта работы с ним, то вначале будет очень сложно. Сложно понять, что какая-то инструкция, написанная «выше по течению» может выполниться намного позже, чем последующие, а может и не выполниться вовсе. Потребуется хорошо изучить концепции коллбэков, промисов, async-await обёрток над промисами, синхронных и асинхронных генераторов, итераторов. Зато это очень хорошо структурирует мышление, позволяет иначе взглянуть на процесс выполнения программы и понять, какое огромное количество времени «обычная» — синхронная — программа тратит впустую — в периоды ожидания, а также научиться экономить это время.
  • Хорошее понимание асинхронных подходов к разработке сильно повышает ценность специалиста на рынке труда и, соответственно, позволяет претендовать на более высокую зарплату.

Node позволяет быстро разработать MVP. В Node уже разработано большое количество пакетов с различным функционалом. Можно не тратить время на разработку базового функционала, а сразу сконцентрироваться на бизнес-логике.

8 декабря в 18:00, Онлайн, Беcплатно

Что это значит для бизнеса?

  • Новый продукт будет быстрее выведен на рынок (уменьшится TTM).
  • Меньше средств будет затрачено на процесс разработки, т.к. для создания первой версии продукта понадобится меньше часов разработчиков.
  • Быстрее будут проверены гипотезы, сформировавшиеся при первоначальном исследовании рынка, быстрее будут внесены коррективы в продукт, быстрее, в конечном счёте, будут оборачиваться средства. Это очень важная характеристика для инвесторов проекта.

Что это значит для разработчиков?

  • Можно не изобретать «велосипеды» на каждом проекте, что неизбежно вызывает массу ошибок и делает работу скучной, а заниматься вплотную задачами, важными для проекта.
  • Большая свобода в выборе подхода, выстраивании архитектуры, доработке штатной функциональности, не удовлетворяющей требованиям архитектора и/или заказчика.
  • Node построен на базе языка JavaScript. Как следствие это значительно повышает вероятность развития фуллстек-специалистов в команде разработки: фронтендеров, которые неплохо разбираются в бэкенде или бэкендеров, которые неплохо разбираются во фронтенде.

Node.js очень тесно связан с JavaScript, синтаксис и архитектурные подходы идентичны, отличаются только «обвязки» (браузерная и серверная).

Что это значит для бизнеса?

  • В коллективе разработки будут специалисты с более широким взглядом на проблему, а значит снизится нагрузка на менеджмент.
  • Процесс разработки будет более эффективным, т.к. человеку (фуллстек-разработчику) всегда проще и быстрее договориться с самим собой, чем с другим человеком. Таким образом, снижаются издержки на коммуникации между специалистами.
  • В процессе разработки возникнет меньшее количество ошибок, т.к. на стыке разных технологий разработки с различными типами данных часто возникают плавающие баги.

Что это значит для разработчиков?

  • Если до этого приходилось тесно работать с фронтендом, то есть хорошее понимание процессов, которые происходят с данными в пользовательской части ресурса, и, как следствие, более простой диалог с фронтендерами.
  • Хорошего фуллстек-специалиста часто больше ценят на рынке, чем хорошего бэкенд- или фронтенд-разработчика
  • При наличии достаточного количества времени, отведённого на разработку проекта, можно самостоятельно сделать и фронт и бэк, тем самым избежать огромного количества «коллизий», на решение которых нередко тратится масса времени.

Естественно, как и у любой другой технологии у Node есть недостатки.

В чём заключаются слабые стороны Node?

  1. Node очень быстро работает с большим количеством легковесных запросов (таких, которые не требуют длительной обработки данных, сложных вычислений и т.п.), однако его производительность сильно падает, если запросы требуют задействования больших серверных ресурсов.
  2. Язык и машина его исполнения очень активно развиваются и иногда случается так, что отдельные пакеты оказываются несовместимы между собой или с текущей версией платформы, что может привести к полному отказу проекта при обновлении «движка» или отдельного пакета.

Часто указанные недостатки используют противники Node для того, чтобы объяснить нежелание использовать его в продакшне. Причём, в подтверждение первого недостатка нередко заявляют о том, что Node однопоточный, поэтому писать на нём серьёзные приложения нельзя. На текущем этапе развития технологии – это совершенно неверно. Во-первых, давно существует подход, при котором запускается несколько экземпляров приложения, а в качестве балансировщика нагрузки используется веб-сервер Nginx. Во-вторых, в современных версиях Node существует встроенная возможность создания кластеров из однопоточных процессов, а также специальные утилиты для балансирования нагрузки, автоматического перезапуска процессов, контроля над использованием памяти и т.п.

Второй недостаток Node компенсировать достаточно легко. Во-первых, ни в коем случае не использовать указание версии пакета в формате «latest», а указывать точную версию пакета, с которым система гарантированно совместима. Во-вторых, во избежание потери доступа к точным версиям пакетов в общедоступном регистре создавать их копии в локальном регистре. В-третьих, не обновлять платформу или версии пакетов в production-окружении, не протестировав предварительно эту связку в development-окружении (утверждение очевидное, но нередко встречается его игнорирование).

С первым недостатком дело обстоит немного сложнее, т.к. «разогнать» Node в ресурсоёмких операциях у нас не получится. Но решение существует — передавать операции, создающие высокую аппаратную нагрузку, отдельным компонентам системы, написанным не на Node, зачастую даже расположенным на отдельных физических или виртуальных машинах. Существуют различные варианты реализации этого решения: микросервисная архитектура, подключение модулей, написанных на других языках программирования и т.п.

В качестве технологий, позволяющих реализовать высокопроизводительную функциональность, удобно применять: Rust, Go, C++.

Где удобно использовать Node?

Технология отлично подходит для большинства проектов реализуемых в современном мире веб-разработки. Основатели почти любого проекта на старте мечтают о том, чтобы их продуктом пользовалось как можно больше людей. Примеры проектов:

  • интернет-магазины;
  • видео- и аудио-хостинги;
  • мессенджеры;
  • социальные сети;
  • любые b2c продукты.

Для всех этих направлений Node позволяет реализовать, как было сказано выше, быстрый старт, а затем быстрое, относительно недорогое горизонтальное масштабирование.

Проекты на Node

В течение года, предшествующего написанию данной статьи, мы применили технологию для разработки с нуля таких ресурсов, как:

Серверный JavaSсriрt: знакомимся с Node.JS

Посторонись, пресловутый PHP! Долой Java! Старичок Perl, тебе так вообще давно пора на пенсию. И как же вы уже достали, попсовые Ruby и Python! Все эти давно знакомые технологии уже не торкают. Зато сегодня мы посмотрим на чрезвычайно прогрессивный подход, когда для написания серверного кода используется… JavaScript.

Есть идея для стартапа. Теперь вопрос: на чем его писать? Конечно, есть всеми любимый РНР — что может быть легче для веб-сайта! Но скажи честно, как-то не тянет, правда? Ведь чтобы сделать что-то стоящее, голого РНР не хватит. Сразу придется прикручивать еще и AJAX, чтобы данные незаметно подгружались без обновления всей страницы целиком, да и это не решит всех проблем. О том, что PHP не так хорош, ты задумаешься в тот самый момент, когда к тебе разом ломанется много народа. А все потому что РНР (как и подавляющее большинство других языков, на которых строят сайты) даже в нашем, черт подери, двадцать первом веке, работают по классической схеме "запрос-ответ". Запрос страницы заставляет веб-сервер поднять указанный скрипт, выполнить его (линейно, строка за строкой весь твой код), а результат возвратить браузеру клиента. После этого скрипт "умирает", а следующий же запрос запустит всю эту адскую машинку заново. А если таких запросов одновременно тысяча? Старый добрый подход называется CGI (интерфейс взаимодействия веб-сервера и интерпретатора языка, на котором написана страница). Хитрые надстройки вроде FastCGI расширяют протокол, позволяя избежать выгрузки скрипта после первого запроса. Таким образом, когда второй пользователь запросит ту же страницу, для него будет уже все готово, останется только выполнить скрипт с новыми параметрами. Но все эти ухищрения — все равно не то.

Что такое хорошо, а что такое плохо

Многие разработчики всегда считали JavaScript просто "примочкой" к браузеру, эдаким недоязыком, который годится разве что для управления формами и манипулирования DOM-деревом веб-страницы. Некоторые до сих пор думают, что "java" в названии что-то да значит! 🙂 Действительно, язык очень простой. Впрочем, настоящие программисты давно научились творить с его помощью чудеса, предоставив нам потрясающе удобные онлайн-сервисы, которыми мы ежедневно пользуемся. Многие из таких профи пошли дальше и, трезво посмотрев на сам язык и его возможности, особенно по части работы с событиями, решили: а что если на JavaScript написать сервер? Ты получаешь возможность написать на одном и том же языке все части сайта: что серверную часть, что саму клиентскую страничку. Кроме того, JS отлично, просто идеально подходит для разных веб-штучек. Он очень простой и одновременно гибкий, что позволяет писать код в разных парадигмах: от обычного процедурного до ООП в смеси с функциональным стилем. А главное — это тотальная асинхронность. Это значит, что твой код будет выполняться не последовательно, как в случае с PHP/Perl-скриптами, а именно в тот момент, когда для него будут готовы все данные. Ведь для веба не надо большой вычислительной мощности — большую часть времени сервер ожидает событий вроде получения данных формы, выборки из базы данных или, что еще хуже, ответа на запрос к другому серверу. Обычный РНР-скрипт в такое время простаивает, а значит, простаивает весь поток, не позволяя серверу задействовать его для других пользователей. В такой ситуации не спасает даже Nginx. В случае с JavaScript ты просто указываешь, какую функцию необходимо выполнить, когда произойдет определенное событие, и все. В это время другой код может спокойно выполняться. Такая функция называется callback, или обработчик событий. Хотя писать действительно сложный код в таком стиле немного неудобно, особенно если твоя функция зависит от нескольких событий сразу, но и для этого уже придумали свои фреймворки, зачастую гораздо более мощные и элегантные, чем все эти РНР/Ruby/Python.

А к чему она вообще, эта асинхронность?

Для примера ограничений последовательного выполнения кода рассмотрим два типовых примера кода на PHP и JavaScript, выполняющих одно и то же. Начнем с любимого PHP:

$result = $db->fetchOne(‘SELECT user_name FROM user_accounts WHERE /> echo ‘Мое имя: ‘ . $result . ‘;’;

В первой строке мы посылаем простой SQL-запрос к БД на выборку имени пользователя, у которого внимание: в этом месте скрипт останавливается, и следующая строка не будет выполнена до того самого момента, пока запрос не будет обработан базой, а результат не возвратится в переменную $result. Да, в нашем примере это тысячные доли секунды, но в реальности и запросы гораздо сложнее, и базы по размеру зачастую составляют гигабайты, и запросов таких может одновременно быть пара тысяч. А теперь попробуем написать код на JS, используя асинхронный стиль:

db.query(‘SELECT user_name FROM user_accounts WHERE function(err, res)
<
if (!err) sys.log(‘Мое имя: ‘ + res);
>);
sys.log(‘Продолжаем выполнение’);

Тут опять же создается запрос к базе данных, однако кроме самого SQL-выражения в запросе передается еще и функция-обработчик (callback). Эта функция будет вызвана именно тогда, когда придет ответ от базы данных, а до этого момента выполнение скрипта ни в коем случае не будет стопориться. Для примера в следующей строке мы просто выводим строку в консоль, чтобы показать, что выполнение сценария продолжается сразу после формирования запроса, не ожидая его завершения. Собственно, в основе любого варианта серверного JavaScript заложена концепция событий и callback’ов, то есть обработчиков событий. Ты можешь описывать собственные события. Тогда ход выполнения приложения будет зависеть от событий, которые возникают в результате активности пользователя на странице ("форма заполнена" или "новое сообщение" и т.д.) или генерируются внутри самого сервера (как, например, в случае с обращением к базе данных). Те действия, которые необходимо выполнять в случае наступления событий, описываются внутри функций обработчиков событий.

Движок, вот в чем вопрос

Короче говоря, использовать JavaScript не только для клиентской части, но и на серверной стороне — это хорошо и даже приятно. Другой вопрос — каким образом это возможно осуществить? Сегодня есть четыре основных движка, которые используются на серверах.

Rhino — движок от компании Mozilla, написанный на Java и поддерживающий последнюю 1.7 версию стандарта JS, который к тому же дополняет язык собственными расширениями и объектами. Основным преимуществом движка является работа поверх стандартной JVM, а значит, его можно использовать в любой среде, где работает Java. Другими словами, можно применять современные веб-серверы типа jetty, но при этом писать на любимом JS. Кстати, Rhino применяют на облачном хостинге от Google! А вот с производительностью сложнее. Она зависит, с одной стороны, от движка и применяемых там технологий, вроде JIT-компиляции, и от работы самой Java-машины. Кстати, многие тестеры, которые говорят, что Rhino очень медленный, забывают, что движок имеет два режима работы: интерпретации, когда скрипт каждый раз преобразуется в Java байт-код (аналогично PHP), и компиляции, когда такое преобразование происходит только раз, а потом многократно исполняется. Первый режим выгоден, когда ты отлаживаешь код, который меняется каждую минуту, второй больше подходит для рабочей версии проекта, работающей под нагрузкой.

SpiderMonkey — еще один движок от Mozilla, на этот раз на C. Кстати, это вообще первый в мире движок JS, написанный еще в Netscape — сегодня он открыт и используется в таких популярных продуктах как Firefox, Adobe Acrobat и даже в одном из эмуляторов серверов онлайн-игры Ultima Online. Далее разработчики сильно модифицировали его, добавив компиляцию JS напрямую в ассемблерный код, и переименовали в TraceMonkey — именно этот движок используется в ветке 3.6 Firefox’а. В основном SpiderMonkey используют в ПО, которое написано на С/С++ и нуждается в скриптовом языке. Из известных продуктов: Comet-сервер APE, noSQL БД CouchDB, серверная платформа Jaxer и модуль к Apache mod_js.

Futhark — это движок от Opera, который, кроме браузера, используется в их инновационном сервисе Unite (типа встроенный сервер в каждом браузере), а также на их серверах, обслуживающих мобильный браузер Opera Mini. Жаль, что движок закрыт, и его пока нигде за пределами самой Opera не применяют.

V8 — движок от Google, который используется в Chrome и является основой будущей Chrome OS. Сегодня это самый крутой, быстрый и мощный движок, в котором JS-код напрямую преобразуется в ассемблер целевого процессора, что позволяет обойти по скорости все остальные движки. Кроме этого гугловцы используют множество ухищрений для оптимизации, хранят в памяти скомпилированный код, оптимизируют его на лету (например, удаляют блоки кода, которые по решению компилятора вообще не могут быть задействованы, и т.п.). На базе этого движка построена самая популярная и быстроразвивающаяся серверная платформа — Node.JS.

Node.JS

Вероятно, именно после выхода Chrome разработчики смекнули, что такой быстрый движок можно успешно использовать и на сервере. Первым опытом стал проект V8cgi, который просто позволял писать серверные сценарии, работающие с любым веб-сервером по стандартному протоколу CGI. Дальнейшие эксперименты привели к рождению проекта Node.JS — полностью самостоятельной платформы, включающей, кроме движка, встроенный сервер (HTTP и TCP/UDP/Unix-soket) и базовый набор библиотек, а также предоставляющей полностью асинхронную работу с файлами и сетевыми устройствами.

Проект развивается настолько быстро и активно, что уже сейчас готов к промышленному использованию. Это, в частности, доказывает опыт парней из Plurk (азиатский аналог твиттера), которые полностью перенесли свой comet-сервер, изначально написанный на Java и солидном JBoss Netty, на Node.JS и, по отзывам, сократили потребление памяти буквально на гигабайты. А масштабы у них еще те — более сотни тысяч одновременных соединений.

Запустить HTTP-сервер, способный обрабатывать асинхронно тысячи подключений — это несколько строк кода:

var sys = require(‘sys’), http = require(‘http’);
http.createServer(function (req, res)
<
res.writeHead(200, <‘Content-Type’: ‘text/plain’>);
res.end(‘Hello Worldn’);
>).listen(80, "127.0.0.1");
sys.puts(‘Server running at http://127.0.0.1:80/’);

Чтобы запустить сервер, скопируй код в файл example.js и укажи его при запуске демона node:

% node example.js
Server running at http://127.0.0.1:80/

Маленький тест провести очень просто. Можно взять программу Apache Bench — очень простую тулзу для проведения нагрузочного тестирования, и запустить ее: running "ab -n 1000 -c 100 ‘http://127.0.0.1:80/’". Таким образом, бенчмарк будет "обстреливать" сервер тысячами запросов, используя 100 одновременных подключений. На моем ноутбуке сервер выдержал больше 3000 запросов в секунду. Это очень много!

Сам сервер написан на C++ и совсем немножко на ассемблере, однако большая часть библиотек из дистрибутива разработана на JavaScript. В состав базового набора сервера входят только основные функции, остальное оставлено на плечах разработчиков, которые уже написали сотни разных библиотек и фреймворков. Впрочем, молодость проекта дает о себе знать: многих привычных для других решений модулей еще нет, а у многих библиотек текущая версия — 0.0.1, что не придает уверенности в их стабильности. Некоторые тривиальные задачи могут вообще не иметь готового к закачке решения, но бывает и наоборот — количество реализаций, зачастую радикально разных по архитектуре, исчисляется десятками (доступ к базе MySQL, например). Хотя большинство библиотек написано на чистом JavaScript, есть и такие, что требуют компиляции модуля к серверу, что обещает гораздо большую скорость — они просто расширяют стандартный API сервера.

Готовые наработки для серверного JavaScript

Конечно, ты можешь писать код с чистого листа, что и делают многие правильные программисты. Однако немало из таких правильных программистов создали для себя удобные каркасы и наметки, которые теперь постоянно используют и предлагают всем желающим в виде фреймворков и спецификаций. Если ты всерьез решил использовать серверный JS, то это отличный способ облегчить себе жизнь.

Narwhal — мощное решение, работающее поверх многих JS-движков. Таким образом, программистам не надо париться по поводу различия различных серверов — они могут просто писать код.

CommonJS — попытка стандартизировать платформу и дать общий API для всех движков, предлагая низкоуровневый API, а также API для подключения различных готовых модулей.

JSGI (JavaScript gate interface) — разработан специальный протокол взаимодействия связи веб-демона и серверных сценариев на JavaScript. Увы, спецификацию пока полностью поддерживает только проект Rhino в окружении сервера jetty.

Особенности Node.JS

Основной особенностью Node, кроме полной асинхронности, является его однопоточная модель. Другими словами, все операции выполняются в одном и том же потоке ОС, даже если у твоего сервера тысяча одновременных пользователей. Правда, доступно создание дочерних процессов и низкоуровневое управление исполнением скриптов (загрузка, компиляция, работа с ассемблерным кодом, исполнение). Для реализации многопоточности и задействования всех ядер современных процессоров рекомендуется просто загружать несколько копий приложения, но можно взять на вооружение WebWorker из стандарта HTML5 и распределить работу приложения по нескольким дочерним процессам. Не думай, что раз нет многопоточности — это тормоз и отстой. Вспомни, что веб-приложение делает полезную работу очень быстро, а большую часть времени просто ожидает чего-то (данных от базы, от memcached’а или новомодной NoSQL-базы), либо просто держит в памяти открытые соединения для Comet’а, поэтому в одном потоке можно обработать и десяток тысяч, не прибегая к кластеризации.

Второй особенностью архитектуры Node является событийность. Почти каждая операция имеет коллбэки, генерирует событие, а пользователю доступен объект EventEmiter, через который можно буквально одной строкой генерировать свои события (это несложно, ведь событие — это просто строка с названием, а также список параметров, которые передаются в обработчик).

Сам по себе Node построен вокруг EventLoop — глобального цикла обработки событий, который на каждом тике проверяет, готовы ли данные для какого-либо из определенных пользователем коллбэков. Если данные есть, начинается выполнение кода. Если не осталось больше кода — ожидаем следующего вызова. Цикл выполняется вне JS, а в самом движке, написанном на C, вследствие чего это происходит очень и очень быстро (порядка сотен тысяч раз в секунду). Что-то типа бесконечного цикла. В дополнение к этому в сервер встроен очень эффективный сборщик мусора (GC), поэтому даже тысячи подключений не вызывают переполнения памяти и падения сервера. Node.JS обладает встроенной родной системой работы с событиями.

Простейший Steaming-сервер

Попробуем написать простой, но в тоже время полезный пример, который в реальном времени будет выдавать пользователю полезную информацию без перезагрузки страницы. Вот идея для нашего приложения — брать новые данные, которые добавляются в текстовый лог, и выводить их в реальном времени на веб-странице:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *