Как включаются скоростя на кразе

Как включаются скоростя на кразе

Особенности вождения автомобиля КрАЗ

Начало движения

Перед началом движения следует убедиться в том, что двигатель прогрет до температуры охлаждающей жидкости 40—50 °С, а давление в шинах соответствует выбранным дорожным условиям.

Понижающая передача раздаточной коробки включается, как правило, в тяжелых дорожных условиях или при работе с груженым прицепом (полуприцепом). В остальных случаях следует пользоваться повышающей передачей. Нейтральное положение раздаточной коробки используется при работе с лебедкой и в случае буксировки автомобиля.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

На особо тяжелых участках пути (мягкий грунт, снег, грязь, песок, брод и т. д.), где возможно буксование колес, рекомендуется включать передний ведущий мост и блокировать межосевой дифференциал, а при необходимости снижать давление воздуха в шинах до величины, соответствующей наилучшей проходимости автомобиля на данном участке.

Движение автомобиля следует начинать плавно, на ровных участках дорог с твердым покрытием со второй передачи, на плохих дорогах и местности, а также при буксировке груженых прицепов или полуприцепов — с первой передачи.

Особенности переключения передач

Несмотря на наличие в коробке передач синхронизаторов, рекомендуется при переходе с высшей на низшую передачу применять двойное переключение сцепления. Это в значительной степени повышает долговечность синхронизаторов.

Включение повышающей или понижающей передачи раздаточной коробки при движении автомобиля аналогично переключению передач в коробке передач. Включение или выключение переднего ведущего моста, блокировку или разблокировку межосевого дифференциала в раздаточной коробке можно производить при движении автомобиля, но пробуксовки колес в этот момент не должно быть.

Движение на спусках

Для снижения скорости движения автомобиля на спусках необходимо пользоваться тормозом-замедлителем и в случае необходимости притормаживать колесными тормозами. Действие тормоза-замедлителя особенно эффективно на затяжных спусках. На полноприводных автомобилях КрАЗ-255Б первого выпуска тормоз-замедлитель не устанавливался. Для этих автомобилей можно рекомендовать торможение двигателем. Однако в данном случае необходимо строго соблюдать скорость движения автомобиля в зависимости от включенной передачи, руководствуясь рекомендациями табл. 10. Превышение установленных скоростей движения может привести к недопустимому увеличению частоты вращения коленчатого вала и деталей газораспределения двигателя, срыву сухарей клапанного механизма и обрыву противовесов коленчатого вала.

Движение по льду

Движение по льду возможно при условии допустимой для безопасного движения толщины льда. Перед выездом на лед все люди, кроме водителя, должны покинуть автомобиль. Двери кабины нужно оставить открытыми. Следует зачалить за переднюю буксирную вилку буксирный трос.

При наличии большого снежного покрова на льду рекомендуется снизить давление воздуха в шинах до 11,5 кгс/см2, включить передний ведущий мост и заблокировать межосевой дифференциал. Выезжать на лед и двигаться по нему необходимо плавно со скоростью, не превышающей 10—15 км/ч. При сильном прогибе льда нужно постепенно увеличить скорость движения.

Вождение по глубокой колее

Вождение автомобиля по глубокой колее и особенно выход из нее требуют определенных навыков. Чтобы исключить отказы в работе рулевого механизма и гидроусилителя запрещается длительное движение автомобиля при крайних положениях рулевого колеса. Выводить автомобиль из колеи нужно при малых скоростях движения.

Преодоление водной преграды

Без предварительной герметизации узлов автомобиль способен преодолевать водную преграду глубиной до 1 м. Для преодоления водных преград большей глубины необходима специальная подготовка автомобиля.

Входить в воду надо осторожно, не создавая большой волны, двигаться на низшей передаче в раздаточной коробке и на первой или второй передаче коробки передач с включенным передним ведущим мостом и заблокированным межосевым дифференциалом. При преодолении водной преграды нельзя останавливаться.

В случае вынужденной остановки можно сделать две-три попытки пуска двигателя стартером. При неудавшемся пуске автомобиль должен быть немедленно эвакуирован из воды с помощью лебедки другого автомобиля или иными средствами.

После преодоления водной преграды зимой надо сразу же просушить тормоза, выполнив несколько притормаживаний для нагрева тормозных барабанов. После каждого пребывания автомобиля в воде необходимо проверять состояние масла в агрегатах, кратковременно открывая сливные отверстия. Если в каком-либо агрегате будет обнаружена вода, надо при первой же возможности (но обязательно в тот же день) заменить в нем масло. Влагу из газовой камеры подогревателя следует удалять включением в работу -подогревателя на 3—5 мин.

Буксировка автомобиля

При буксировке автомобиля с неработающим двигателем его тормозная система питается сжатым воздухом от автомобиля-тяга-ча с помощью шланга для накачки шин. Наконечник шланга с гайкой-барашком подсоединяется к буксирному клапану, установленному на первой поперечине рамы буксируемого автомобиля. На другой конец шланга монтируется соединительная головка, имеющаяся в комплекте водительского инструмента, которая подсоединяется к соединительной головке воздушной магистрали автомобиля-тягача.

Для предотвращения износа подшипников коробки передач буксируемого автомобиля необходимо обязательно установить рычаг его раздаточной коробки в нейтральное положение, так как при неработающем двигателе масляный насос коробки передач не работает и подшипники ведомого вала коробки будут работать без смазки.

Сцепка и расцепка автомобиля КрАЗ-255Б

Для сцепки автомобиля КрАЗ-255Б с прицепом нужно: – затормозить прицеп стояночным тормозом; – подвести автомобиль задним ходом к прицепу и произвести сцепку, после чего, опустив собачку защелки буксирного прибора автомобиля в исходное положение (нижнее), застопорить ее шплинтом; – подсоединить пневматическую и электрическую системы прицепа к системам автомобиля; установить регулировочное кольцо в положение «Н» или «Р»; – открыть разобщительные краны пневмосистемы на автомобиле и прицепе; – отключить лампы задних указателей поворота автомобиля выключателем, установленным в конце рамы, нажав на верхнюю кнопку до появления щелчка; – отпустить стояночный тормоз прицепа и проверить действие тормозов и сигнализации.

После расцепки следует обязательно включить лампы задних указателей поворота автомобиля.

Приведение автопоезда КрАЗ-255Л в рабочее состояние

Для приведения лесовозного автопоезда КрАЗ-255Л в рабочее состояние необходимо: – установить автомобиль и роспуск на ровной горизонтальной площадке, выставив колеса автомобиля в одну линию с колесами прицепа-роспуска; – соединить шкворнем наконечник дышла прицепа-роспуска с буксирной рамкой автомобиля; – установить трос лебедки автомобиля в задний или передний паз передней балки дышла в зависимости от длины перевозимого леса. Если дышло установлено на минимальное расстояние между кониками (10,76 м), то трос лебедки крепится в заднем от буксирной рамки автомобиля пазе. В случае максимального расстояния между кониками (11,76 м) трос закрепляется в переднем пазе; – незаплетенные концы тяговых тросов крестообразной сцепки протянуть через отверстия в задней части рамы и через направляющие тяговой балки роспуска; – заплетенные рым-болты тяговых тросов закрепить в отверстиях рамы роспуска специальными гайками; – присоединить концы тросов крестообразной сцепки к тяговой балке автомобиля (концы тросов надеть на ролики тяговой балки, натянуть до нужной величины и закрепить зажимами); – установить в месте складывания дышла поддерживающий трос, закрепив его концы в проушинах задней балки дышла; – подключить пневматическую и электрическую системы прицепа-роспуска к системам автомобиля и установить регулировочное кольцо оперения торможения на тормозном кране в положение «Р»; – наконечник передней балки дышла зафиксировать пальцами в буксирной рамке автомобиля (застопорив пальцы пластинчатой пружиной); – произвести пробную погрузку (вкатывание) прицепа-роспуска на шассии автомобиля и его разгрузку (скатывание) для определения правильности регулировки и срабатывания фиксатора дышла в момент его начального складывания, надежной фиксации дышла в запорном устройстве на ограждении кабины и правильной установки прицепа-роспуска на накатном устройстве автомобиля (в случае большого свисания колес задней оси прицепа-роспуска необходимо произвести регулировку длины дышла с помощью регулировочного винта наконечника дышла); – проверить совпадение колеи прицепа-роспуска с колеей автомобиля на прямолинейном участке пути и при необходимости отрегулировать натяжение тросов крестообразной сцепки.

3.4.6 Коробка передач автомобилей КрАЗ

На автомобилях КрАЗ устанавливают механические коробки передач ЯМЗ, с неподвижными осями валов, шестернями постоянного зацепления (кроме шестерён I передачи и заднего хода), трехходовые, пятиступенчатые, с синхронизаторами на II – III и IV – V передачах, обеспечивающими безударное и бесшумное переключение передач.

Картер 64 коробки передач (рисунок 3.29) отлит из серого чугуна и крепится к картеру сцепления 3 восемью болтами. Картер коробки центрируется в картере сцепления поверхностью крышки 2. На левой стороне картера расположено контрольное отверстие для проверки уровня масла в картере, а в нижней части – два резьбовых отверстия для слива масла, закрытых пробками 48 и 49. В нижней части картера предусмотрено окно для установки крышки 51 с магнитом 53 и сеткой 54, служащей для фильтрации масла, которое по каналу поступает к насосу 65. Между крышкой и картером установлена уплотнительная прокладка. В передней и задней стенках картера расположены отверстия для установки подшипников и резьбовые отверстия для крепления крышек подшипников 2, 42 и 43.

В коробке передач установлены три вала: ведущий 1, ведомый 21 и промежуточный 46. На ведущем валу выполнена косозубая шестерня постоянного зацепления, зубчатый венец для включения четвёртой передачи и конус для синхронизатора. Вал вращается на двух подшипниках. Передний шарикоподшипник установлен в гнезде коленчатого вала двигателя, задний 5 – в гнезде, выполненном в передней стенке картера коробки.

3.4.6 Коробка передач автомобилей КрАЗ

1 – ведущий вал; 2 – крышка подшипника ведущего вала; 3 – картер сцепления; 4 – сальник; 5 – подшипник ведущего вала; 6 – маслоотводная трубка; 7 – передний подшипник ведомого вала; 8 – синхронизатор IV и V передач; 9 – вилка; 10 – рукоятка рычага; 11 – пружина стопорного шарика; 12 – втулка шестерни III передачи; 13 – сапун; 14 – вилка переключения II и III передач; 15 – синхронизатор II и III передач; 16 – шестерня II передачи ведомого вала; 17 – упорное кольцо; 18 – вилка переключения I передачи и заднего хода; 19 – шестерня I передачи в заднего хода; 20 – задний подшипник ведомого вала; 21 – ведомый вал; 22 – стакан пружины предохранителя; 23 – пружина предохранителя; 24 – ось поводка; 25 – штифт предохранителя; 26 – защитный колпак; 27 – штифт-фиксатор; 28 – пружина рычага; 29 – опора рычага; 30 – крышка коробки передач; 31 – пробка маслозаливного отверстия; 32 – шарик замка штоков; 33 – штифт замка штоков; 34 – установочный винт; 35 – поводок; 36 – фланец; 37 – ось блока промежуточных шестерен заднего хода; 38 – промежуточная втулка; 39 – игольчатый подшипник; 40 – блок промежуточных шестерен заднего хода; 41 – сальник; 42 – крышка заднего подшипника вторичного вала; 43 – крышка заднего подшипника промежуточного вала; 44 – упорная шайба; 45 – задний подшипник промежуточного вала; 46 – промежуточный вал; 47 – шестерня заднего хода промежуточного вала; 48 – пробка маслосливного отверстия; 49 – шестерня II передачи промежуточного вала; 50 – распорная втулка; 51 – крышка; 52 – пружинное кольцо магнита; 53 – магнит; 54 – сетка заборника масла; 55 – шестерня III передачи промежуточного вала; 56 – шестерня V передачи промежуточного вала; 57 – шлицевая втулка синхронизатора; 58 – шестерня III передачи ведомого вала; 59 – пробка маслосливного отверстия; 60 – втулка шестерни V передачи ведомого вала; 61 – шестерня V передачи ведомого вала, 62 – шестерня отбора мощности; 63 – ведомая шестерня промежуточного вала; 64 – картер коробки передач; 65 – масляный насос; 66 – кольцевая гайка

Рисунок 3.29 – Коробка передач автомобилей КрАЗ

От осевого перемещения в картере вал 1 удерживается стопорным кольцом подшипника и крышкой 2. Задний подшипник 5 напрессован на ведущий вал и дополнительно удерживается кольцевой гайкой 66.

На шлицевом конце ведущего вала установлены ведомые диски сцепления, передающие крутящий момент от двигателя к коробке передач. Задняя цилиндрическая часть вала служит опорой консольному выступу крышки 2 заднего подшипника вала, на котором перемещается муфта выжимного подшипника сцепления. Для предотвращения утечки масла из коробки передач ведущий вал уплотнён сальником 4.

В заднем торце вала выполнена выточка под передний подшипник 7 ведомого вала коробки и просверлены каналы для подвода масла к трущимся поверхностям шестерён и синхронизаторов ведомого вала. С целью предотвращения утечки масла между задним торцом ведущего вала и передним торцом ведомого вала установлена маслоотводная трубка 6.

Ведомый вал 21 расположен в коробке соосно с ведущим валом и вращается на двух подшипниках: роликовом цилиндрическом 7, расположенном в гнезде ведущего вала, и шариковом 20, установленном в гнезде, выполненном в задней стенке картера коробки передач. Шариковый подшипник 20 предохранён от осевого смещения стопорным кольцом, размещённым между задней обработанной поверхностью картера коробки и выточкой крышки 42 подшипника. Ведомый вал изготовлен из легированной стали, цементирован и закалён. По оси вала со стороны переднего роликового подшипника 7 выполнено ступенчатое отверстие, через которое подаётся смазка к втулкам шестерен II, III и V передач по соответствующим радиальным сверлениям.

На заднем шлицевом конце ведомого вала установлен фланец 36 для крепления основного промежуточного карданного вала. Между торцом фланца и подшипником поставлена распорная втулка. Гайка крепления фланца стопорится выпуклой пружинной шайбой и шплинтом. Роликовый подшипник 7 установлен на шейке вала и от осевого перемещения удерживается стопорным кольцом.

На ведомом валу свободно вращаются на подшипниках скольжения косозубые шестерни 61, 58 и 16, находящиеся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями 56, 55 и 49 промежуточного вала 46. Шестерня 19 (I передачи и заднего хода) перемещается по прямым шлицам, нарезанным на валу.

Шестерни ведомого и промежуточного валов изготовлены из легированной стали, цементированы и закалены. Между шестернями 16 и 58 (II и III передач) на ведомом валу размещён синхронизатор 15. Второй синхронизатор 8 включения IV и V передач размещён на шейке ведомого вала между торцом ведущего вала 1 и шестерней 61 V передачи.

Шестерня 16 установлена непосредственно на шейке ведомого вала. Ее перемещение вдоль оси вала ограничено с одной стороны упорным кольцом 17, а с другой – шлицевой втулкой 57 синхронизатора, напрессованной на шейку ведомого вала после установки сегментных шпонок. На следующую шейку ведомого вала напрессована цементированная и закалённая втулка 12 шестерни 58 III передачи. На наружной поверхности втулки выполнены полукруглые канавки, образующие карманы для смазки и удержания частиц износа. За одно с шестерней 58 выполнен зубчатый венец для включения III передачи и конус для синхронизатора. Аналогичные венцы и конусные поверхности имеют шестерни II, IV и V передач.

Втулка 60 также напрессована на шейку ведомого вала. Она служит подшипником скольжения шестерни 61 (V передачи). Втулка изготовлена из стали, цементирована и закалена. На наружной поверхности втулки выполнено 12 полукруглых канавок для смазки и удержания частиц износа. В обеих втулках 12 и 60 имеются отверстия для подвода смазки.

Шестерня 61 в осевом направлении фиксируется с одной стороны буртиком втулки, с другой – специальной упорной зубчатой шайбой и фигурной шпонкой, запирающей шайбу. Зазор между упорной шайбой и шестерней, необходимый для свободного вращения шестерни на валу, должен быть не более 0,15 мм. Указанный зазор обеспечивается установкой упорной шайбы одного из трех размеров по толщине.

Промежуточный вал 46 вращается на двух подшипниках: переднем роликовом и заднем шариковом 45. Роликовый подшипник установлен на переднюю шейку промежуточного вала и зафиксирован на ней стопорным кольцом. Задний подшипник смонтирован на шейке вала и зафиксирован на ней упорной шайбой 44. Шайба, в свою очередь, крепится двумя болтами к торцу вала. Осевые нагрузки воспринимаются стопорным кольцом заднего подшипника. Подшипник 45 закрыт глухой крышкой 43. Между крышкой и картером установлена картонная прокладка. На промежуточном валу размещено шесть шестерён, причём одна из них – шестерня 47 (I передачи и заднего хода) выполнена за одно с валом. Остальные шестерни напрессованы на вал и дополнительно предохранены от проворачивания сегментными шпонками. Шестерня 62 предназначена для отбора мощности при установке механизма отбора мощности. Шестерня 63 находится в постоянном зацеплении с шестерней ведущего вала. В выточку вала после напрессовки шестерни 63 постоянного зацепления установлено замочное кольцо. В переднем торце промежуточного вала сделана прорезь для соединения со шлицевым концом валика масляного насоса 65.

Блок шестерён 40 заднего хода установлен слева от промежуточного вала на двух роликовых подшипниках 39. Между подшипниками установлена промежуточная втулка 38. Ось 37 блока шестерён изготовлена из стали, цементирована и закалена. Она неподвижно установлена в картере коробки и фиксируется от проворачивания выступом крышки 43 заднего подшипника промежуточного вала.

Безударное включение передач обеспечивается двумя синхронизаторами (рисунок 3.30) инерционного типа.

Синхронизаторы облегчают включение II и III, IV и V передач. Выравнивание угловых скоростей осуществляется благодаря трению между конусным кольцом синхронизатора и конусом шестерни.

Каждый синхронизатор состоит из цилиндрического корпуса 5, на внутренней поверхности которого с обеих сторон запрессованы бронзовые конические кольца 10, и муфты 8 с зубчатыми венцами 9, которая может перемещаться по шлицам вала коробки передач. Выступы 6 муфты входят в фигурные вырезы 3 корпуса синхронизатора, который фиксируется относительно муфты шариковыми фиксаторами 7. Пальцы 4 муфты, проходя через фигурные вырезы корпуса, входят во внутренний кольцевой паз кольца переключения 2, соединяющегося с вилкой переключения передач. При движении кольца переключения в сторону шестерни включаемой передачи в том же направлении перемещается муфта 8, на пальцы 4 которой оно воздействует. Вместе с муфтой перемещается и корпус синхронизатора до тех пор, пока бронзовое коническое кольцо не войдёт в соприкосновение с конической поверхностью ступицы включаемой шестерни. Вследствие разности угловых скоростей шестерни и корпуса синхронизатора последний под действием сил трения повернется на некоторый угол, и выступы муфты упрутся в края фигурных вырезов 3, препятствуя дальнейшему ее перемещению. Как только угловые скорости шестерни и вторичного вала, с которым связана муфта, будут равны, выступы муфты выйдут из прорезей и вновь станет возможным ее дальнейшее движение. Зубчатый венец муфты войдет в зацепление с внутренними зубьями включаемой шестерни, соединяя её с вторичным валом.

3.4.6 Коробка передач автомобилей КрАЗ

1 – шестерня ведущего вала; 2 – кольцо переключения; 3 – фигурные вырезы; 4 – палец; 5 – корпус; 6 – выступ муфты; 7 – шарик с пружиной фиксатора; 8 – муфта; 9 – зубчатый венец; 10 – бронзовое коническое кольцо

Рисунок 3.30 – Синхронизатор коробок ЯМЗ

Механизм переключений передач смонтирован в верхней крышке 30 коробки передач (рисунок 3.29), прикреплённой к картеру болтами. При переключении передач каретки синхронизаторов 8, 15 и шестерня 19 передвигаются вилками 9, 14 и 18, установленными на подвижных штоках. Вилки стопорятся с помощью установочных винтов 34, положение которых фиксируется шплинтовочной проволокой. Головка переключения IV и V передач выполнена заодно с вилкой 9.

Положение каждого штока фиксирует шарик-фиксатор, прижимаемый к штоку пружиной 11. На каждом штоке сделаны три радиальных углубления, расположенных так, чтобы обеспечивалось включение кареток синхронизаторов или шестерни I передачи на полную длину зуба. Для предотвращения одновременного включения двух передач служит блокирующее устройство, которое при перемещении одного из штоков автоматически запирает два других в нейтральном положении. Блокирующее устройство состоит из четырех стальных шариков 32 и штифта 33. При перемещении одного из крайних штоков шарики вытесняются из канавки, нажимают на подвижной штифт и входят в канавку среднего штока. Одновременно штифт перемещает два других шарика, которые входят в канавку противоположного крайнего штока. Таким образом, средний и второй крайний шток оказываются заблокированными в нейтральном положении. Аналогично действует блокирующее устройство при перемещении среднего штока.

Для предупреждения случайного включения I передачи и заднего хода механизм переключения снабжён предохранительным устройством, состоящим из двух цилиндрических штифтов 25, пружины 23 и стакана 22 пружины. Для включения I передачи или заднего хода необходимо затратить добавочное усилие на сжатие пружины 23.

Рычаг переключения передач установлен в чугунной опоре 29 укреплённой на крышке коробки шпильками с гайками. Между опорой и крышкой установлена прокладка. В прорезь шаровой головки рычага переключения входит штифт 27 не позволяющий рычагу поворачиваться вокруг вертикальной оси. К конической поверхности опоры шаровую головку рычага поджимает пружина 28. Такое крепление рычага позволяет ему качаться в боковом и продольном направлениях и обеспечивает перемещение головок со штоками и вилками при переключении передач.

Смазка деталей коробки передач осуществляется разбрызгиванием и под давлением. Под давлением с помощью масляного насоса смазываются подшипники скольжения шестерен V, III и II передач вторичного вала. Масло поступает в насос из картера коробки передач через заборник с сеткой и магнитом. Сетка 5 (рисунок 3.31) маслозаборника задерживает крупные частицы, а магнит улавливает мелкие металлические частицы. Через канал 3 в нижней части картера коробки масло направляется к масляному насосу 2, установленному на переднем торце картера. От насоса масло по каналу в передней стенке картера, каналу в крышке подшипника первичного вала, сверлениям в первичном валу поступает в канал 1, откуда по радиальным сверлениям оно направляется к подшипникам скольжения шестерён.

3.4.6 Коробка передач автомобилей КрАЗ

1 – маслоподводящий канал; 2 – масляный насос; 3 – масловсасывающий канал; 4, 7 – пробки маслосливных отверстий; 5 – сетка маслозаборника; 6 – магнит

Рисунок 3.31 – Схема смазки коробки передач

Масло, просачивающееся между маслоподводящей трубкой первичного вала и стенками отверстия во вторичном валу, используется для смазки переднего роликоподшипника вторичного вала. Все остальные детали коробки передач смазываются маслом, разбрызгиваемым зубьями вращающихся шестерён промежуточного вала. На левой боковой стенке картера коробки расположен лоток, в который забрасывается масло при вращении шестерён промежуточного вала. Из лотка масло стекает в заднюю часть картера и смазывает блок шестерён заднего хода.

Масляный насос коробки передач (рисунок 3.32) закреплён на картере коробки с помощью четырех болтов. Корпус и основание насоса отлиты из серого чугуна. Их сопрягаемые плоскости тщательно обработаны. В корпусе насоса установлены ведущая 10 и ведомая 4 шестерни, изготовленные из стали и термообработанные.

3.4.6 Коробка передач автомобилей КрАЗ

1 – валик ведущей шестерни; 2 – ось ведомой шестерни; 3 – втулка; 4 – ведомая шестерня; 5 – основание; 6 – пружина клапана; 7 – шарик клапана; 8 – стопорная планка; 9 – пробка клапана; 10 – ведущая шестерня; 11 – втулка

Рисунок 3.32 – Масляный насос коробки передач

Ведущая шестерня напрессована на валик 1. Перед напрессовкой шестерни в углубление валика укладывается шарик диаметром 4 мм, выполняющий функцию шпонки. На стенке отверстия шестерни для шарика предусмотрен паз. Валик ведущей шестерни вращается во втулках 11, запрессованных в отверстия корпуса и основания.

Ведомая шестерня насоса вращается на оси 2, запрессованной в корпус. Валик 7 и ось 2 изготовлены из стали с последующей термообработкой. В отверстие ведомой шестерни запрессована втулка 3. Втулки 3 и 11 изготовлены из бронзовой ленты и после запрессовки их отверстия обработаны.

Повышение давления масла в корпусе насоса ограничивается перепускным клапаном, состоящим из шарика 7, пружины 6 и пробки 9. При повышении давления масла в нагнетательном канале до 0,07…0,09 МПа (0,7…0,9 кгс/см 2 ) масло отжимает шарик 7 и перетекает во всасывающую полость насоса.

Между корпусом и основанием 5 насоса установлена уплотнительная прокладка из картона толщиной 0,3 ± 0,03 мм. Эта же прокладка обеспечивает необходимый зазор между торцами шестерён и корпусом. На верхней крышке картера коробки установлен сапун.

Узлы управления коробкой передач КрАЗ-64370, КрАЗ-260

Управление основной коробкой — механическое, осуществляется рычагом 10 (рис.80) из кабины водителя.

Управление дополнительной коробкой — пневматическое, с помощью переключателя 1 диапазонов, установленного на корпусе 2 переключателя. Переключатель 1 диапазонов через гибкий трос приводит в действие кран 15 управления механизмом переключения дополнительной коробки.

Неисправности управления коробкой передач, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации, приведены ниже.

Перечень возможных неисправностей управления коробкой передач и дополнительной коробкой

Наименование неисправностей, внешнее проявление и дополнительные признаки

Вероятная причина

Способ устранения

Утечка воздуха через кран управления механизмом переключения дополнительной коробки при включении высшей или низшей передачи

Неправильно отогнут трос на размер Е (рис.81)

Отогнуть трос и проверить размер Е (равный 26,95-29,05 мм)

Затруднение переключения передач переключателем диапазонов

Отсутствие смазки на уплотнительных кольцах золотника и тросе

Разобрать кран и смазать уплотнительные кольца смазкой ЦИАТИМ-221, а трос — смазкой ТСп-10

Переключатель диапазонов не занимает фиксированное положение (свободное перемещение переключателя)

Невыключение или замедленное включение передач в дополнительной коробке при нейтральном положения рычага в основной коробке

Износ, разрыв или затвердевание уплотнительных колец золотника крана

Заменить уплотнительные кольца

Рис. 80. Управление коробкой передач и дополнительной коробкой:

1 — переключатель; 2 — корпус переключателя; 3 — гайка; 4 — крышка верхняя; 5 — гайка ограничительная; 6 — хомут; 7 — стяжка чехла верхняя; 8 — уплотнитель рычага; 9 — чехол уплотнителя рычага; 10 — рычаг переключения; 11 — заклепка; 12 — накладка верхняя; 13 — стяжка чехла; 14 — обойма чехла; 15 — кран управления; 16 — оболочка троса; 17 — крышка переднего люка; 18 — накладка уплотнителя; 19 — болт; 20 — рычаг переходной; 21 — гайка; 22 — пружина; 23 — крышка нижняя; 24 — трос; 25 — шарик; 26 — винт; 27 — винт установочный; 28 -винт; 29 — хомут; 30, 32, 34, 38, 39 — болты; 31 — двигатель с коробкой передач; 33, 36, 37, 40 — трубопровода; 35 — клапан редукционный, 41 — цилиндр выключения сцепления; 1 — верхнее фиксированное положение; Г — размер; И — поверхность; К, Л, M, Н — полости; R — радиус

Управление коробкой передач и дополнительной коробкой КрАЗ-64370, КрАЗ-260

Рис. 80 (вид Ж). Управление коробкой передач и дополнительной коробкой.

Кран управления механизмом переключения дополнительной коробки КрАЗ-64370, КрАЗ-260

Рис. 81. Кран управления механизмом переключения дополнительной коробки:

1 — трос; 2 — оболочка троса; 3 — гайка соединительная; 4 — корпус; 5 — кольцо стопорное; 6 — фильтр; 7 — кольцо уплотнительное; 8 — золотник; 9 — крышка; 10 — наконечник; 11 — контргайка; А, Б, Е — размеры; В, Г, Д — полость; Ж — торец троса; R — радиус

Снятие узлов управления коробкой передач и дополнительной коробкой. Снять подушки пассажирского сиденья и сиденья водителя, снять чехол кожуха турбонагнетателя и средний коврик пола, отвернуть верхнюю крышку 4 (см. рис.80) рычага. Отвернуть винты 26 крепления крышки корпуса, придерживая от проворачивания установочные винты 27. Отделить крышку 23 от корпуса 2, при этом осторожно извлечь из полости К шарики 25 и пружину 22. Отвернуть винты 28 крепления верхнего и нижнего хомутов 6, отсоединить трос 24 от переключателя 1, одновременно вывести из гнезда корпуса 2 ограничительную гайку 5, При необходимости сместить вниз по рычагу 10 верхний хомут 6. Отвернуть гайку 3, затем отвернуть корпус 2 рычага. При необходимости отвести в сторону ограничительную гайку 5 с тросом. Снять хомуты 6, перемещая их по рычагу 10 и защитной пружине оболочки троса, раздвинуть уплотнительный чехол 9 в нижней его части и расплести стяжку 13 (или разорвать ее). Снять обойму 14 чехла уплотнения рычага 10 с накладки 18 уплотнителя, сдвинуть нижнюю часть уплотнительного чехла 9 с обоймой 14 вверх по рычагу 10, вывернув чехол наизнанку (как показано на рисунке пунктиром) на величину, достаточную для доступа к стяжке 7. Расплести (или разорвать) стяжку 7, вывернуть чехол 9 в первоначальное — исходное положение, снять чехол 9 и обойму 14 в сборе с накладками с рычага 10. Отделить чехол 9 от обоймы 14.

При необходимости разобрать обойму 14 чехла уплотнения рычага, зачистив (срубив) заклепки 11 и отделив обойму от верхней 12 и нижней накладок. Отвернуть болты 19 крепления уплотнителя рычага и снять уплотнитель 8 с рычага 10, отвернуть болты крепления крышки 17 переднего люка пола кабины и снять крышку. Отвернуть винт 28 крепления хомута 29. Снять хомут 29, перемещая его по рычагу 10 и защитной пружине оболочки 16 троса, отвернуть гайку 21 крепления рычага 10. Спрессовать с хвостовика рычаг 10 в сборе с переходным рычагом 20.

С целью облегчения доступа к крану управления механизмом переключения дополнительной коробки рекомендуется использовать люк под задней крышкой в полу кабины.

Для снятия крана необходимо обесточить электрооборудование автомобиля, выключив массу. Открыть кран включения дополнительного отопителя (размещен на крышке люка) и слить воду из отопителя, открыв сливные краны системы предпускового подогревателя двигателя. Отсоединить шланги отопители, отвернуть болты скобы крепления кожуха и снять с крышки заднего люка пола кабины кожух с радиатором отопителя. Отвернуть болты крепления панели с вентилятором отопителя и отвести в сторону панель с вентилятором. При необходимости отсоединить электропровода пучка проводов. Отсоединить крышку заднего люка пола кабины от подставки пассажирского сиденья, отвернуть болты крепления крышки заднего люка пола кабины, приподнять и отвести крышку в сторону. При необходимости отсоединить подводящий и отводящий шланги подогревателя (соединение с краном и патрубком отопителя — под крышкой).

Примечание. Более подробно порядок снятия дополнительного отопителя кабины приведен в разделе "Кабина" (подраздел "Дополнительный отопитель кабины") настоящего руководства.

Отвернуть болты 30, 32, 34 и 38 крепления трубопроводов и снять трубопроводы 36, 37 и 40, снять (при необходимости) трубопровод 33 подвода воздуха от цилиндра 41 выключения сцепления к редукционному клапану 36, отвернуть болты 39 крепления крана 15 и снять кран в сборе с тросом.

Разборка крана управления механизмом переключения дополнительной коробки.

Для разборки крана отвернуть болты крепления крышки 9 (см. рис.81) к корпусу крана, разъединить корпус 4 с крышкой 9 крана, сняв корпус с золотника 3. Снять стопорное кольцо 5 и извлечь из корпуса фильтр 6, снять с золотника 8 уплотнительные кольца 7.

Разборку троса 1 крана с крышкой 9 производить только в случае необходимости, например, при обрыве троса или других неисправностях. Для разборке троса выпрямить отогнутый конец троса 1, отвернуть соединительную гайку 3 и вытащить трос I с золотником 8 в сборе из оболочки 2 троса и крышки 9. Отвернуть контргайку 11 и вывернуть наконечник 10 из золотника 8, извлечь из золотника 8 трос 1.

Проверка технического состояния деталей крана и ремонт.

Корпус и крышку крана, имевшие трещины или обломы, необходимо заменить новыми.

Проверить размеры выступавшей части троса и конца троса, устанавливаемого в золотник. При наличии отклонений от размеров, указанных на рисунке, отрихтовать трос или заменить новым.

Уплотнительные кольца золотника при сильном износе или повреждении (по причине отсутствия смазки) подлежат замене новыми.

Сборка и испытание крана управления механизмом переключения дополнительной коробки.

Сборку крана выполнять в последовательности, обратной разборке, с учетом следующие технических требований:

После сборки проверять работоспособность крана:

Сборка и установка деталей рычага переключения передач и крана управления механизмом переключения дополнительной коробки.

Сборку рычага переключения передач необходимо производить в последовательности, обратной разборке, и с учетом следующих технических требований:

После установки пневматическую систему привода управления понижающей передачей проверять на герметичность воздухом под давлением 0,8 МПа (8 кгс/см2).

При подводе воздуха через редукционный клапан 35 и полости М и нахождении переключателя 1 крана в верхнем фиксированном положении I в полости Н должно быть установлено давление воздуха. равное подведенному. При этом пропуск воздуха через полость Л не допускается.

При нижнем фиксированном положении 11 переключателя 1 крана подведенное давление воздуха должно обеспечиваться в полости Л. При этом пропуск воздуха через полость Н не допускается.

Верхнее положение 1 переключателя I должно соответствовать включению низшей передачи в дополнительной коробке, а нижнее II — высшей передаче в дополнительной коробке.

После сборки и установки рычага переключения передач и привода управления понижающей передачей проверить переключение передач согласно схеме (рис.82).

Рис. 82. Схема переключения передач

Передачи 1, 2, 3, 4 должны соответствовать высшей передаче в дополнительной коробке, а передачи 5, 6, 7, 8 — низшей передаче в дополнительной коробке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *